ЧТОБЫ ПОЛЮБИТЬ РОДИНУ, НАДО ПОЗНАТЬ ЕЕ. Н.К. РЕРИХ

воскресенье, 30 ноября 2014 г.

МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ

Раскрыть и рассказать все то, что хранят в своей немой памяти камни домов, может только человек. Есть дома, доступные каждому, жизнь в которых проходит у всех на виду. Их история живет в людской памяти и передается из поколения в поколение. Но есть и другие дома. То, что происходит за их толстыми стенами и запыленными окнами, известно только посвященным. Вокруг таких домов возникают догадки…

Две скульптуры украшают фасад: Святого Канута, чье имя носила гильдия, и Мартина Лютера.
Две скульптуры украшают фасад: Святого Канута, чье имя носила гильдия, и Мартина Лютера.
Этот дом городской,
как немое хранилище памяти.
Роберт Рождественский.
Есть такой дом и в Таллинне на улице Пикк, 20. В течение четырех с лишним послевоенных десятилетий за высокими пыльными окнами первого этажа виднелись какие-то конструкции и паутина проводов, а у входной двери висела табличка «Военная прокуратура». Что только не говорили об этом доме…
В начале 90-х годов прошлого века исчезли табличка и паутина проводов, за все еще пыльными окнами стало видно большое двухсветное помещение и появились сообщения о скором превращении его в концертный зал. Прошло уже десять лет после освобождения здания от военного узла связи и прокуратуры, но по-прежнему закрыты двери дома, окна занавешены черной пленкой, а фасада дома все еще не коснулась рука реставратора. И только за стеклом одного из окон на небольшом листке сообщение о концертах, что будут проходить в зале Kanuti Gildi. Однако, к сожалению, зала все еще нет, есть огромное пустое помещение с прекрасной акустикой, в котором и выступают коллективы из Таллинна, Вильянди и других городов.
Здание Канутской гильдии со стороны улицы Пюхавайму.
Здание Канутской гильдии со стороны улицы Пюхавайму.
И все-таки надежда на создание в центре Таллинна прекрасного зала остается, и сегодня, в промежутке между прошлым и будущим, стоит вспомнить историю дома с двумя большими скульптурами на фасаде.
Современный облик здание приобрело относительно недавно, в 1864 году, хотя история его уходит в глубину столетий… Почти шесть веков здесь размещалась Канутская гильдия. Первые таллиннские ремесленные мастера прибыли в наш город из Германии вслед за рыцарями-крестоносцами в 1230 году. Вместе с профессиональными знаниями они привезли опыт создания цехов по профессиям и объединения ремесленных цехов в гильдии. В средневековом Ревеле (как тогда называли Таллинн) их было две: Олайская и Канутская.
В гильдию св.Канута входили цеха так называемых «благородных, лучших» профессий: золотых дел мастеров, шляпников, часовщиков, пекарей и некоторых других. Олайская объединяла «низкие» профессии: скорняков, каменщиков, бондарей, могильщиков… В первой состояли только немецкие мастера; во второй можно было встретить ремесленников и других национальностей, в том числе и эстонцев.
По-видимому, уже в XIV веке Канутская гильдия приобрела участок на дороге, что вела к гавани, тогда ее называли Stran Strate — Береговая (1362), а также Longa platea — Длинная улица (1377). Там и построили члены гильдии свой первый дом. Затем приобрели еще два соседних участка, и на одном из них к 1470 году возвели большой зал. В результате во владении гильдии оказалось три стоявших рядом здания с островерхими черепичными крышами и красивым порталом с предпорожными камнями. Здесь хранились уставы цехов, реликвии, документы, казна, кубки, знамена и другое имущество. Здесь проходили деловые собрания цехов, так называемые «утренние беседы». Собирались на них мастера действительно утром, причем очень ранним и обязательно натощак, чтобы не засиживаться и не вести пустых разговоров. Другое дело — зайти после трудового дня, «чинно посидеть в своей компании за кружкой пива», обсудить не торопясь дела и узнать городские новости. На Пасху, Иванов и Михайлов дни, на Рождество устраивали пиры. Прежде чем приступить к застолью, принимали новых членов.
13В зависимости от времени пребывания в гильдии ее состав делился на «старшую скамью», обладавшую правом слова и голоса, и «младшую скамью» только с правом слова. Интересно, что в день выборов новых членов гильдии «старшая скамья» во время пира обязана была обходиться без ножей в память о том, как на таком же пиру, может быть, за сто или двести лет до них, один кузнец поссорился с золотых дел мастером и ударил его ножом.
После присоединения Эстляндии к России, в эпоху Петра I и несколько позже сохранялись без изменения устройство ремесленных цехов, их права и привилегии. Однако в 1785 году в связи с новым российским законом о ремеслах, утвержденным Екатериной II, цеховое устройство было ликвидировано и Канутская гильдия закрыта. (Олайская прекратила свое существование еще в 1699 г.) Но так как экономика ни раньше, ни теперь указам сверху не подчиняется, уже через несколько лет Канутская гильдия добилась возвращения своих прав и возобновила активную деятельность. И только в 1866 году, когда на смену ремесленному труду пришли мануфактуры и фабричное производство, стали исчезать некоторые цеховые организации. И все же гильдейские традиции стойко сохранялись в Таллинне до начала ХХ столетия, а Канутская гильдия продолжала свое существование как сословная организация вплоть до 1920 года. И не просто существовала, но в 1863-1864 годах смогла перестроить свои старые дома на улице Пикк в единое здание, фасад которого архитектор Егорьев оформил в так называемом стиле «тюдор», трасформировавшемся из средневековой английской готики. Большие стрельчатые окна делят фасад на три части, напоминая о том, что на этом месте существовало некогда три дома с островерхими крышами.
Две скульптуры украшают фасад: святого Канута, чье имя носила гильдия, и Мартина Лютера. Имя реформатора католической церкви общеизвестно, и появление его на здании гильдии — символ лютеранского вероисповедания ее членов. О покровителе гильдии — святом Кануте (вернее Кнуте), датском короле, известно меньше. К середине XI столетия в Дании появилось христианство, которое усиленно распространял при поддержке католической церкви король Канут. Его политика централизованной королевской власти и приверженность новой вере встретили яростное сопротивление родовой знати. Во время одного из мятежей Канут был убит и вскоре причислен Ватиканом к лику святых.
Здание Канутской гильдии стоит на склоне между улицами Пикк и Пюхавайму, и поэтому со стороны последней оно на один этаж выше. Этот фасад украшают два медальона — фрагменты камней предпорожья бывшего главного портала гильдии. Их вмонтировали в стену во время перестройки здания в XIX столетии. На одном — малый герб города — «данеброгский крест», на другом — большой герб Таллинна с тремя львами.
К сожалению, мне не удалось получить проект реставрации этого исторического здания. Жаль, если предполагают создать просто еще один концертный зал со сценой и рядами кресел. Здание с двумя скульптурами на фасаде невольно привлекает внимание гостей города, и нет сомнения, что любой турист захочет войти в этот необычный дом, окунуться в атмосферу средневековой гильдии ремесленников славного ганзейского города Ревеля. Как говорил прекрасный русский писатель Даниил Гранин: «Старина необходима современному человеку не только ради украшения жизни… в ней еще есть какой-то необходимый нравственный витамин».
Лев Лившиц
«Молодёжь Эстонии»