Жители городов разучились смотреть выше витрин. Мы ходим носом вниз
или судорожно озираемся, чтобы не угодить под несущуюся машину, а то и
просто глазеем по сторонам, но не для того, чтобы увидеть, что находится
наверху.
Искусство заключается в том, чтобы
найти необыкновенное в обыкновенном
и обыкновенное в необыкновенном.
Дени Дидро, философ
А между тем там немало интересного, красивого и даже забавного. Ну
вот, например, есть в Таллинне, на углу улиц Пикк и Хобузепеа дом,
разглядывая который (конечно, выше витрин), нельзя не улыбнуться. Весь
он появился будто для того, чтобы развеселить серьезных столичных
жителей и любознательных гостей города. Дом невольно привлекает внимание
своим богато украшенным, похожим на декорацию фасадом. Головки ангелов,
морские драконы, дельфиньи рыльца, бог Посейдон с трезубцем, девичьи
личики, такие сладенькие, будто их вылепили из марципана, рожицы
дразнящихся чертенят… Причем все это вплетено в причудливый орнамент из
изогнутых ветвей, листьев и цветов. И все это многообразие ярко
раскрашено, весь этот затейливый декор завершает бюст человека на
карнизе дома. Человек с любопытством смотрит в лорнет. Этот оптический
прибор давно ушел из нашей повседневной жизни, мы пользуемся обычными
очками, надевая их на нос, а люди ХVIII века имели очки на
складывающейся ручке с цепочкой и при необходимости приставляли их к
глазам. В ту пору было модно иметь лорнет, и смотрели через него даже
тогда, когда в этом и не было нужды.
Так
вот, человек с лорнетом, венчающий фасад дома №23 на улице Пикк, в
камзоле и с косичкой на затылке всем своим видом говорит, что пришел к
нам из манерного ХVIII столетия, запечатленного на полотнах художников
того времени: Ватто, Буше, Фрагонара — персонажи которых щеголяли в
цветных камзолах, панталонах до колен, белых чулках и туфлях с
блестящими пряжками, с легкой прической и коком взбитых волос.
Господин с лорнетом сквозь его стекла взирает на что-то, происходящее
на другой стороне улицы… Судя по саркастической улыбке, моды наших дней
кажутся ему не только нелепыми, но и просто дикими. Впрочем, кое-что
ему в моде ХХI века очень даже нравится. Что именно? Это станет понятно,
если вспомнить и поверить городскому преданию о том, почему на крыше
городского дома появился этот любопытный господин с лорнетом и куда он
так внимательно смотрит.
Однажды, проходя мимо этого дома, услышал, как стоящей на другой
стороне улицы Пикк группе туристов экскурсовод рассказывал, что некогда в
доме напротив, вернее, в том здании, что стояло на этом месте три сотни
лет назад, жил старый холостяк, отличавшийся легкомысленной и не совсем
приличной привычкой лорнировать, а попросту говоря — подглядывать через
окно дома напротив за тремя молодыми девицами (или дамами), наблюдая за
их туалетом. А нужно сказать, что мода в ту пору отличалась особым
искусством, называемым французами “де се дэвтир” (искусством одеваться),
одеваться в платья, полные сладострастия и кокетства, с глубоким
вырезом лифа, прилегающим корсажем и кринолином.
И
таллиннский господин с улицы Пикк с восторгом лорнировал своих милых
соседок, особенно когда они разоблачались и оставались неглиже. Кстати,
слово это в переводе с французского означает “пренебрегать”. Не случайно
существовал в то время (опять-таки во Франции) обычай, называемый
французами “левэ”, когда кавалеры присутствовали при утреннем одевании
знакомых дам. А так как в Таллинне ХVIII столетия это было просто
немыслимо, господин из городского предания рассматривал соседок в
лорнет.
Снизу, с мостовой улицы Пикк, не видно выражение глаз этого человека,
но если внимательно посмотреть на фотографию бюста человека с лорнетом,
то отчетливо видны расширенные зрачки его восхищенных глаз и
сладострастная полуулыбка.
Ну как такому проказнику и любителю женских прелестей не восхищаться
одеждой, вернее, ее отсутствием у женщин нашего времени. И хотя
сексуально озабоченный холостяк с лорнетом поступал по нормам ХVIII века
явно аморально, куда ему до современных проказников, заполнивших
недавно на вечере секспедиции зал по-прежнему называемого “культурным”
центра “Сакала” .
Впрочем, вся эта история на совести тех, кто придумал это городское
предание. Честно говоря, без таких баек город будет скучным и
неинтересным.
А все-таки как же этот таллиннский донжуан попал из ХVIII столетия на
крышу дома, построенного в начале ХХ века? И как вообще в строй строгих
зданий улицы Пикк мог попасть такой “развеселый” дом, да и
расположенное напротив здание под №18 с нагромождением на фасаде
египетских масок, драконов, женских фигур, разнообразных по форме и
размерам окон в обрамлении прихотливо изогнутых линий карнизов и
рустованных камней (руст — облицовка грубо отесанным камнем)?
В 1907 году из Тарту в Таллинн переехал молодой архитектор Жак
Розенбаум. Сын городского головы города Хаапсалу, он окончил Ревельское
Петровское реальное училище, а затем Политехнический институт в Риге и
стал профессиональным архитектором. Время его активной деятельности в
Таллинне совпало с проникновением в архитектуру Эстонии нового стиля
“модерн”, или “юген”, возникшего в Европе в девяностые годы ХIХ
столетия. Этот стиль отличался поиском новых приемов композиций и новых
архитектурных форм, свободных от старых шаблонов. Стиль, в котором
архитекторы видели возможность большей свободы творчества и освобождения
от академических канонов. Талантливые зодчие создавали в стиле модерн
интересные, вошедшие в историю архитектуры сооружения. И хотя новый
стиль существовал относительно недолго, он оставил свой след в истории
нашего города, и прежде всего работами Жака Розенбаума.
Когда вскоре после его приезда в Таллинн он получил заказ от богатого
местного предпринимателя Рейхмана построить дом на углу улиц Пикк и
Хобузепеа, он украсил его не только затейливым декором, но и бюстом
господина с лорнетом и фигуркой кота. По-видимому, кто-то поведал
архитектору забавное городское предание, и он, будучи человеком с
юмором, не мог отказать себе в удовольствии немного похулиганить.
Спасибо ему и рижскому скульптору Аугусту Фольцу, изваявшему и
господина, и кота.
Наш Старый город — своеобразный музей архитектуры. Здесь можно
встретить здания, построенные в разнообразных стилях, от готики до
модерна. К последнему специалисты-искусствоведы еще недавно относились
свысока, считая его периодом упадка искусства архитектуры. Но именно
дома в этом стиле украшают и оживляют улицы старого Таллинна. Конечно,
можно спорить о достоинствах и недостатках отдельных зданий, но
думается, что все архитектурные стили, в которых эти здания построены,
звенья одной цепи истории зодчества, а выбросить из цепи даже одно звено
нельзя — цепь распадется. И тогда в живую и разнообразную ткань города
ворвутся стандартные и безликие стеклянные монстры, имена создателей
которых наверняка никто не вспомнит.
И последнее. Дома, построенные на улице Пикк Жаком Розенбаумом,
вызывают добрую улыбку и стали своего рода приманкой для туристов.
Лев Лившиц
«Молодёжь Эстонии»