
Калевцы энергично взялись за дело, и вскоре здесь выросли первые сооружения гавани. В 1949 году открылось построенное по проекту архитектора Пеэтера Тарваса клубное здание, до строительства нового Олимпийского центра бывшее штаб-квартирой всех проводившихся в Таллинне крупных соревнований по парусному спорту.
Основанный несколько позже таллиннский яхт-клуб Балтийского флота к середине 70-х годов стал одним из крупнейших в республике. В 1955 году была создана секция парусного спорта общества "Трудовые резервы", в ее распоряжение перешла часть помещений бывшего Республиканского яхт-клуба и часть гавани . Для скорейшего развития парусного спорта и координации деятельности парусных секций спортивных обществ в 1976 году создается Республиканский центр парусного спорта.
Таллиннский залив стал местом проведения крупнейших парусных состязаний страны, в 1948 году здесь проходил первый чемпионат СССР. Годом позже в Таллинне состоялась и матчевая встреча прибалтийских городов Советского Союза - V Балтийская регата.
Таллиннский залив и Пирита - одна из основных тренировочных баз советских яхтсменов. Здесь они готовились к своей первой Олимпийской регате, здесь собирались перед Мельбурном и последующими Олимпиадами. Первые советские олимпийские чемпионы в парусном спорте - победители Неапольской регаты в классе "Звездный" Тимир Пинегин и Федор Шутков считали Пирита своим вторым домом. Серебряный призер той же Олимпиады в классе "Финн" Александр Чучелов и сам родом из Таллинна.
Не раз бороздили воды Таллиннского залива члены сборной страны, призеры Олимпийских игр Валентин Манкин, Виктор Потапов, Андрей Балашов.
Первая международная Балтийская регата состоялась в Таллинне в 1958 году. Балтийские регаты проводились поочередно в Ленинграде, Риге и Таллинне. С 1963 года они проходят в Таллинне и только в 1972, 1974 и 1976 годах состоялись в других городах. В 1978 году в Пирита проходила уже XXX Балтийская регата - юбилейная, на которую, помимо советских спортсменов, съехались яхтсмены из 25 стран.
У таллиннских яхтсменов установились тесные связи со своими зарубежными коллегами. Особенно обширны они со спортсменами Польши и ГДР, принимавшими участие во всех международных Балтийских регатах. Соревновались здесь также болгары, кубинцы, румыны, чехи, венгры. В большинстве регат принимали участие финны и шведы, спортсмены из США, Австралии, Франции, ФРГ, Японии.
Самый дальний рейс совершили в Таллинн яхтсмены ФРГ, прибывшие сюда своим ходом. Но из самого далека оказались все же спортсмены из Новой Зеландии.
В Таллиннском заливе состязались весьма именитые яхтсмены. В 1961 году среди участников регаты был победитель Хельсинкской олимпиады американец Бриттон Чэйнз (он стал первым иностранцем, победившим на Балтийской регате). В 1975 году в классе "470" первенствовали супруги Фонтень из Франции. Не менее известны имена олимпийского бронзового призера Пауля Боровского, двукратного чемпиона мира и бронзового призера Олимпийских игр Йорга Шпенглера (ФРГ), участника семи Олимпиад и их неоднократного победителя, одного из знаменитейших яхтсменов Пауля Эльвстрёма, чемпиона и серебряного призера двух последних Олимпиад англичанина Роднея Паттисона, победителей Олимпийской регаты в Кингстоне братьев Йорга и Эккарта Диш, австралийца Брайана Льюиса, австрийцев Ханса Проппа и Хуберта Раудашля, олимпийского чемпиона англичанина Реджинальда Уайта (он владелец фирмы, производящей яхты класса "Торнадо"), его сына Роберта и многих других.
В 1979 году в Пирита состоялась парусная регата VII Спартакиады народов СССР, а также XXXI Балтийская регата, которая по числу участников превзошла даже Олимпийские игры (на Олимпиадах их число ограничено одной яхтой от каждой страны в каждом классе).
В последние годы к Балтийским регатам прибавилась Таллиннская юношеская неделя парусного спорта, которая стала международной пробой сил будущих знаменитостей.
Своим "домом" могут считать Пирита и буеристы, среди которых немало призеров чемпионатов Европы и мира. В их числе чемпион мира в классе ДН Айн Вильде, серебряный призер мирового первенства и трехкратный чемпион Европы в том же классе Эндель Вооремаа, бронзовый призер Велло Кукк, многократные призеры первенства Европы Хельмут Леппик, Велло Юрьо и другие.
Местом строительства олимпийского парусного комплекса избрана территория, ограниченная рекой Пирита, морем и дорогой Таллинн - Пирита - Меривялья, в 7 километрах от центра города.

Гидротехнические сооружения гавани комплекса спроектированы инженерами из ленинградского института "Ленмор проект" А. Кривовым, Э. Князевым и Ю. Прокофьевым.
Весь олимпийский комплекс состоит из 16 корпусов. Здесь можно выделить три основных блока: олимпийская деревня, парусная гавань и эллинги.
Совершим небольшую прогулку по этому достаточно уникальному в ряду аналогичных олимпийских сооружений комплексу.
Начнем со стороны, обращенной к реке. Прежде всего попадем на мощенную гранитом церемониальную площадь, где состоятся и церемонии открытия и закрытия Олимпийской парусной регаты. Чтобы подчеркнуть торжественность событий и улучшить обзор, площадь приподнята почти на метр над окружающими ее пирсами.
От церемониальной площади широкая лестница ведет к чаше для Олимпийского огня, возвышающейся на высоком пьедестале над рекой.
На противоположном берегу реки сооружены трибуны на 5000 зрителей.
На западном краю площади расположен яхт-клуб, трибуны, ложи и лестница которого образуют единое целое. Здесь же находятся служба гавани, служебные помещения судей, Международного союза парусного спорта и Олимпийского оргкомитета . После Олимпийских игр тут разместятся таллиннские яхт-клубы. На третьем этаже клуба - бар, на четвертом - кают-компания, из ее окон открывается чудесный вид на реку, на возвышающиеся над рекой монастырские руины, на устье реки и залив с белеющими на нем парусами.

Расположенное между эллингами бюро регаты предназначено в первую очередь для информации участников соревнований о месте, закрепленном за их яхтами в гавани, о времени и результатах гонок и о других, интересующих их вопросах.
В стороне от эллингов, ближе к морю, стоят корпуса ремонтных мастерских. Напротив мастерских - пресс-центр для 300 журналистов, центр обработки и размножения информации, редакция радио- и телепередач.
Между пресс-центром и ремонтными мастерскими протянулись две эстакады, по которым поддерживается основное сообщение между яхт-клубом и олимпийской деревней.
Между эстакадами находится построенное для олимпийской деревни помещение для совершения религиозных обрядов, рядом установлена скульптурная композиция Я. Соанса "Морские волны".
Пройдем по эстакаде в олимпийскую деревню, состоящую из двух трехэтажных крыльев (в каждом по четыре блока). Общее число комнат - 276, число коек - 632. Комнаты, в зависимости от этажа, - двух- или трехместные, с просторными балконами. В каждом гостиничном корпусе - свои хозяйственные и подсобные помещения, помещения для сбора и совещаний команд, комнаты для просушки спортивной одежды.
Корпуса отеля на уровне второго этажа соединены внутренним коридором. На первом этаже отеля - парикмахерские, косметические кабинеты, отделение связи, цветочные и сувенирные салоны и т. д.
Расположенный неподалеку пищеблок с залом на 200 мест и технологической частью оснащен соответствующим оборудованием. Ведь организация питания во время таких крупных соревнований, как Олимпийская регата, Балтийская регата или рогата Спартакиады народов СССР, - серьезная проблема.
Над пищеблоком находится интерклуб, где будут проводиться различные культурные мероприятия. Здесь установлена подъемная сцена, оборудование для переводчиков, киноаппаратура и т. д. Посетителей интерклуба обслуживает уютный бар.
Яхтсмены нуждаются в постоянной физической тренировке, поэтому к олимпийской деревне пристроен комплекс общефизической подготовки. Сюда входят 25-метровый бассейн (на 6 дорожек) с душевыми и баней, учебный бассейн, спортивный зал размером 36X18 м, физкультурный диспансер, восстановительный центр и залы для занятий тяжелой атлетикой.
Итак, мы бегло осмотрели спортивный комплекс и олимпийскую деревню, занимающие территорию около 450 метров длиной и от 75 до 205 метров шириной.Но Центр парусного спорта немыслим без гавани. В Пирита она подразделяется на речную и морскую и вмещает до 750 "единиц плавсредств.
Речная гавань находится в устье реки Пирита на ее левом берегу - от моста до моря. Здесь могут быть размещены с соответствующими всем требованиям интервалами до 150 килевых яхт. Для них предусмотрены места и на суше.
Спуск на воду и подъем с воды килевых яхт будет производиться с помощью трех стационарных кранов, в зависимости от масштаба соревнований и числа участников на пирсе можно установить и автокраны.
Наклонная эстакада длиной 100 метров предназначена для спуска на воду швертботов. На берегу одновременно могут разместиться 400 судов этого типа.
Вся береговая территория бетонирована, часть ее покрыта травой - для просушки намокших в море парусов.
Я. Тамм - "Пирита", "Периодика", 1980г.