Послевоенное развитие Пирита, бесспорно, связано и с успехами эстонского, да и всего советского парусного спорта.
Вместо
прежних, располагавшихся в Таллиннском порту яхт-клубов и пристаней,
разрушенных во время войны, были сооружены новые в Пирита. Первый
Республиканский яхт-клуб Эстонской ССР разместился в доме на улице
Рооли, а первым пирсом стал маленький деревянный причал на берегу реки. В
1946 году на улице Койдула приступила к работе принадлежавшая клубу
мастерская по строительству яхт, переросшая позднее в Таллиннскую
экспериментальную верфь спортивного судостроения. Долгое время она
находилась тоже в Пирита, а с 1976 года, когда началось сооружение
олимпийского комплекса, переместилась в Копли. В 1948 году в Таллинне
создана вторая организация парусного спорта - нынешний таллиннский
яхт-клуб ДСО "Калев".
Калевцы энергично взялись за дело, и вскоре
здесь выросли первые сооружения гавани. В 1949 году открылось
построенное по проекту архитектора Пеэтера Тарваса клубное здание, до
строительства нового Олимпийского центра бывшее штаб-квартирой всех
проводившихся в Таллинне крупных соревнований по парусному спорту.
Основанный
несколько позже таллиннский яхт-клуб Балтийского флота к середине 70-х
годов стал одним из крупнейших в республике. В 1955 году была создана
секция парусного спорта общества "Трудовые резервы", в ее распоряжение
перешла часть помещений бывшего Республиканского яхт-клуба и часть
гавани . Для скорейшего развития парусного спорта и координации деятельности
парусных секций спортивных обществ в 1976 году создается Республиканский
центр парусного спорта.
Таллиннский залив стал местом проведения
крупнейших парусных состязаний страны, в 1948 году здесь проходил
первый чемпионат СССР. Годом позже в Таллинне состоялась и матчевая
встреча прибалтийских городов Советского Союза - V Балтийская регата.
Таллиннский
залив и Пирита - одна из основных тренировочных баз советских
яхтсменов. Здесь они готовились к своей первой Олимпийской регате, здесь
собирались перед Мельбурном и последующими Олимпиадами. Первые
советские олимпийские чемпионы в парусном спорте - победители
Неапольской регаты в классе "Звездный" Тимир Пинегин и Федор Шутков
считали Пирита своим вторым домом. Серебряный призер той же Олимпиады в
классе "Финн" Александр Чучелов и сам родом из Таллинна.
Не раз
бороздили воды Таллиннского залива члены сборной страны, призеры
Олимпийских игр Валентин Манкин, Виктор Потапов, Андрей Балашов.
Первая
международная Балтийская регата состоялась в Таллинне в 1958 году.
Балтийские регаты проводились поочередно в Ленинграде, Риге и Таллинне. С 1963 года они проходят в Таллинне и только в 1972, 1974 и 1976
годах состоялись в других городах. В 1978 году в Пирита проходила уже
XXX Балтийская регата - юбилейная, на которую, помимо советских
спортсменов, съехались яхтсмены из 25 стран.
У таллиннских
яхтсменов установились тесные связи со своими зарубежными коллегами.
Особенно обширны они со спортсменами Польши и ГДР, принимавшими участие
во всех международных Балтийских регатах. Соревновались здесь также
болгары, кубинцы, румыны, чехи, венгры. В большинстве регат принимали
участие финны и шведы, спортсмены из США, Австралии, Франции, ФРГ,
Японии.
Самый дальний рейс совершили в Таллинн яхтсмены ФРГ,
прибывшие сюда своим ходом. Но из самого далека оказались все же
спортсмены из Новой Зеландии.
В Таллиннском заливе состязались
весьма именитые яхтсмены. В 1961 году среди участников регаты был
победитель Хельсинкской олимпиады американец Бриттон Чэйнз (он стал
первым иностранцем, победившим на Балтийской регате). В 1975 году в
классе "470" первенствовали супруги Фонтень из Франции. Не менее
известны имена олимпийского бронзового призера Пауля Боровского,
двукратного чемпиона мира и бронзового призера Олимпийских игр Йорга
Шпенглера (ФРГ), участника семи Олимпиад и их неоднократного победителя,
одного из знаменитейших яхтсменов Пауля Эльвстрёма, чемпиона и
серебряного призера двух последних Олимпиад англичанина Роднея
Паттисона, победителей Олимпийской регаты в Кингстоне братьев Йорга и
Эккарта Диш, австралийца Брайана Льюиса, австрийцев Ханса Проппа и
Хуберта Раудашля, олимпийского чемпиона англичанина Реджинальда Уайта
(он владелец фирмы, производящей яхты класса "Торнадо"), его сына
Роберта и многих других.
В 1979 году в Пирита состоялась парусная
регата VII Спартакиады народов СССР, а также XXXI Балтийская регата,
которая по числу участников превзошла даже Олимпийские игры (на
Олимпиадах их число ограничено одной яхтой от каждой страны в каждом
классе).
В последние годы к Балтийским регатам прибавилась Таллиннская юношеская неделя парусного спорта, которая стала международной пробой сил будущих знаменитостей.
Своим
"домом" могут считать Пирита и буеристы, среди которых немало призеров
чемпионатов Европы и мира. В их числе чемпион мира в классе ДН Айн
Вильде, серебряный призер мирового первенства и трехкратный чемпион
Европы в том же классе Эндель Вооремаа, бронзовый призер Велло Кукк,
многократные призеры первенства Европы Хельмут Леппик, Велло Юрьо и
другие.
Местом строительства олимпийского парусного
комплекса избрана территория, ограниченная рекой Пирита, морем и дорогой
Таллинн - Пирита - Меривялья, в 7 километрах от центра города.
Объявленный
в 1973 году открытый конкурс на лучший проект комплекса дал немало
ценных идей, использованных в дальнейшем. Авторы комплекса - архитекторы
института "Эстонпроект" Хенно Сепманн, Пеэп Янес, Кристин и Химм
Лоовер, Антс Райд и Вяйно Тамм.
Гидротехнические сооружения
гавани комплекса спроектированы инженерами из ленинградского института
"Ленмор проект" А. Кривовым, Э. Князевым и Ю. Прокофьевым.
Весь
олимпийский комплекс состоит из 16 корпусов. Здесь можно выделить три
основных блока: олимпийская деревня, парусная гавань и эллинги.
Совершим небольшую прогулку по этому достаточно уникальному в ряду аналогичных олимпийских сооружений комплексу.
Начнем
со стороны, обращенной к реке. Прежде всего попадем на мощенную
гранитом церемониальную площадь, где состоятся и церемонии открытия и
закрытия Олимпийской парусной регаты. Чтобы подчеркнуть торжественность
событий и улучшить обзор, площадь приподнята почти на метр над
окружающими ее пирсами.
От церемониальной площади широкая лестница ведет к чаше для Олимпийского огня, возвышающейся на высоком пьедестале над рекой.
На противоположном берегу реки сооружены трибуны на 5000 зрителей.
На
западном краю площади расположен яхт-клуб, трибуны, ложи и лестница
которого образуют единое целое. Здесь же находятся служба гавани,
служебные помещения судей, Международного союза парусного спорта и
Олимпийского оргкомитета . После Олимпийских игр тут разместятся таллиннские яхт-клубы. На
третьем этаже клуба - бар, на четвертом - кают-компания, из ее окон
открывается чудесный вид на реку, на возвышающиеся над рекой
монастырские руины, на устье реки и залив с белеющими на нем парусами.
В
самой широкой части комплекса расположены эллинги (левые и правые).
Между ними - бюро регаты. На первом этаже эллинга, обращенного к морю,
размещены мастерские различных служб. Второй этаж отдан в распоряжение
спортсменов - здесь раздевалки и душевые. В правом эллинге во время
Олимпийской регаты будет работать почта.
Расположенное между
эллингами бюро регаты предназначено в первую очередь для информации
участников соревнований о месте, закрепленном за их яхтами в гавани, о
времени и результатах гонок и о других, интересующих их вопросах.
В
стороне от эллингов, ближе к морю, стоят корпуса ремонтных мастерских.
Напротив мастерских - пресс-центр для 300 журналистов, центр обработки и
размножения информации, редакция радио- и телепередач.
Между
пресс-центром и ремонтными мастерскими протянулись две эстакады, по
которым поддерживается основное сообщение между яхт-клубом и олимпийской
деревней.
Между эстакадами находится построенное для олимпийской
деревни помещение для совершения религиозных обрядов, рядом установлена
скульптурная композиция Я. Соанса "Морские волны".
Пройдем по
эстакаде в олимпийскую деревню, состоящую из двух трехэтажных крыльев (в
каждом по четыре блока). Общее число комнат - 276, число коек - 632.
Комнаты, в зависимости от этажа, - двух- или трехместные, с просторными
балконами. В каждом гостиничном корпусе - свои хозяйственные и подсобные
помещения, помещения для сбора и совещаний команд, комнаты для просушки
спортивной одежды.
Корпуса отеля на уровне второго этажа
соединены внутренним коридором. На первом этаже отеля - парикмахерские,
косметические кабинеты, отделение связи, цветочные и сувенирные салоны и
т. д.
Расположенный неподалеку пищеблок с залом на 200 мест и
технологической частью оснащен соответствующим оборудованием. Ведь
организация питания во время таких крупных соревнований, как Олимпийская
регата, Балтийская регата или рогата Спартакиады народов СССР, -
серьезная проблема.
Над пищеблоком находится интерклуб, где будут
проводиться различные культурные мероприятия. Здесь установлена
подъемная сцена, оборудование для переводчиков, киноаппаратура и т. д.
Посетителей интерклуба обслуживает уютный бар.
Яхтсмены нуждаются
в постоянной физической тренировке, поэтому к олимпийской деревне
пристроен комплекс общефизической подготовки. Сюда входят 25-метровый
бассейн (на 6 дорожек) с душевыми и баней, учебный бассейн, спортивный
зал размером 36X18 м, физкультурный диспансер, восстановительный центр и
залы для занятий тяжелой атлетикой.
Итак, мы бегло осмотрели
спортивный комплекс и олимпийскую деревню, занимающие территорию около
450 метров длиной и от 75 до 205 метров шириной.Но Центр парусного
спорта немыслим без гавани. В Пирита она подразделяется на речную и
морскую и вмещает до 750 "единиц плавсредств.
Речная гавань
находится в устье реки Пирита на ее левом берегу - от моста до моря.
Здесь могут быть размещены с соответствующими всем требованиям
интервалами до 150 килевых яхт. Для них предусмотрены места и на суше.
Спуск на воду и подъем с воды килевых яхт будет производиться с помощью трех стационарных кранов, в зависимости от масштаба соревнований и числа участников на пирсе можно установить и автокраны.
Наклонная
эстакада длиной 100 метров предназначена для спуска на воду швертботов.
На берегу одновременно могут разместиться 400 судов этого типа.
Вся береговая территория бетонирована, часть ее покрыта травой - для просушки намокших в море парусов.
Я. Тамм - "Пирита", "Периодика", 1980г.