Когда приближаешься к столице Эстонии Таллинну морем, уже издали взору открывается возвышающийся неподалеку от города монументальный церковный фасад. Это - западный фронтон церкви бывшего монастыря св. Бригитты (или Биргитты) в Пирита. Развалины монастыря представляют собой интереснейшую достопримечательность, занесенную в список памятников архитектуры всесоюзного значения.

Найденная в ходе исследований керамика позволяет предположить существование здесь какого-то поселения еще до постройки монастыря. Вероятно, рыбные богатства реки и обитавшие в море тюлени привлекали сюда рыбаков и тюленебоев, разбивавших свои временные лагеря поблизости от устья.

Развалины монастыря в ПиритаОснователем Пиритаского монастыря стал монастырский орден Биргитты с центром в Швеции - в Вадстене. Название монастыря связано с именем шведки Биргитты Гундмарссон (1303-1373), объявленной в 1391 году святой, в честь которой и был основан монастырь. Со временем иноязычное имя Биргитта трансформировалось в Пирет, откуда произошло и Пирита, позднее давшее название нижнему течению реки (до XVII в. распространенной формой названия реки было Хирве Йыги, к Хирве восходит и топоним Иру).

В начале XV века (1405 г.), когда экономическое и политическое значение Таллинна стало быстро расти, у трех овдовевших богатых купцов - Генриха Свальберга, Хиндрика Хуксера и Герлиха Крузе родилась мысль об основании монастыря в окрестностях города. Разрешение на его закладку было получено из Швеции в 1407 году, строителем и архитектором стал Генрих Свальберг.

Монастырь заложили в том же, 1407 году, причем первые его постройки были, по-видимому, деревянными. Хлопоты по строительству монастыря и противодействие Таллиннского магистрата вынудили Г. Свальберга посетить в 1413 году Рим и в 1416 году Констанцу, где он встречался с папой. Кроме этих купцов, строительные работы финансировали и другие богатые граждане, харьюское и вируское рыцарство, а также представители различных шведских кругов.

В 1417 году началось строительство каменной сакристии (ризницы), а двумя годами позднее - возведение церкви с регулярной планировкой, которая была закончена и освящена 15 августа 1436 года.

Строительство других зданий монастырского комплекса продолжалось вплоть до начала XVI века.

Благодаря своему могуществу и, в некоторой степени, поддержке Ливонского ордена, монастырь сравнительно спокойно пережил потрясения, выпавшие на долю таллиннских церквей и монастырей в период Реформации. Закат монастыря начался лишь во время Ливонской войны (1558-1583), когда шведские воины, да и сами горожане неоднократно грабили его. Значительный ущерб монастырским постройкам нанес пожар 1564 года. Пострадал монастырь и при первой осаде Таллинна русскими войсками в 1570 году. Окончательно он был разрушен в 1577 году войсками Ивана Грозного.

Развалины монастыря в Пирита. СхемаИсследовательская работа в развалинах монастыря велась с перерывами уже многие десятилетия: в конце XIX и начале XX веков искусствоведом Виллемом Неуманном; в 1930-1931 годах антикваром Бертилем Бертельсоном; в 1934-1937 годах по инициативе общества благоустройства Пирита исследованиями занимался профессор Тартуского университета доктор Стен Карлинг (непосредственным руководителем работ на месте был магистр Армин Туулсе); начиная с 1958 года, проводившиеся с перерывами работы возглавил искусствовед Виллем Раам, которому с 1975 года помогал Яан Тамм, руководивший и археологическими раскопками.

Результаты гигантских в условиях Эстонии раскопок, которые еще будут продолжаться, позволяют получить достаточно точное представление о монастырском комплексе, его архитектуре и хозяйственной жизни.

Весь монастырский комплекс состоял из трех частей таким же и для других . Центральной и самой главной была церковь (56X24 метра), высота западного фронтона которой составляла 35 метров. Церковь была трехнефной, зальной (хотя сначала стали строить базилику), разделялась двумя рядами (7 пар) столбов.

У восточной стены находился главный алтарь, от него двумя рядами расходились боковые алтари (всего 12). Вероятно, в восточной стороне церкви помещался балкон для монахинь, где они пребывали во время службы. Пол церкви был устлан известняковыми и разноцветными глазурованными керамическими плитами.

В северо-восточном углу церкви в стене были устроены пять ниш-исповедален. Из юго-восточного угла церкви винтовая лестница вела в башенку, которая служила сторожевым целям, через нее можно было также попасть в расположенные над сводами обширные складские этажи. Сводчатая дверь в восточной стене церкви вела в сакристию, где хранилась церковная утварь и реликвии.

Развалины монастыря Cв. БригиттыПосередине церковь была разделена мощной триумфальной аркой и металлической решеткой. Западная половина представляла собой мирскую церковь для прихожан. И здесь стояли алтари (один из главных - алтарь Биргитты находился в северном нефе), заказанные различными жертвователями. Во время раскопок в полу церкви обнаружено большое количество могильных плит, относящихся к 1424-1574 годам - следы захоронения представителей богатой знати. К сожалению, сами могилы подверглись разграблению еще во время Ливонской войны.
Церковное помещение венчали сложенные из кирпича (кое-где и из плитняка), покрытые окрашенной в синий цвет штукатуркой крестовые и звездчатые своды с нервюрами.

В северной стене западной части церкви находятся две двери. Нижняя из них вела в женскую клаузуру (замкнутый комплекс жилых помещений вокруг внутреннего двора), примыкавшую к северной стороне церкви, через нее монахинь после пострижения проводили в их жилые помещения, через эту же дверь выносили умерших для совершения похоронного обряда. Расположенный над ней портал относился к балкону настоятельницы-аббатисы, на котором она пребывала во время богослужения (местонахождение балкона обозначают сейчас лишь остатки каменных консолей).

В западной стене церкви сохранился богато профилированный перспективный портал из тесаного камня, украшенный орнаментом в виде дубовых листьев. И портал, и художественно исполненный щипец (фронтон) представляют собой выдающиеся примеры плитняковой архитектуры Таллинна.

К северу от церкви вокруг четырехугольного внутреннего двора располагались постройки монашеской клаузуры, от которых сохранились только основания стен до половины высоты первого этажа (замкнутый комплекс построек был, в основном, двухэтажным). Самые главные помещения находились в северном крыле клаузуры: зал капитула, зимний и летний рефектории (трапезные). Зал капитула отапливался уникальным для таллиннской архитектуры по своим размерам калорифером с 12 отверстиями для горячего воздуха - гипокаустом. В нише стены, разделявшей рефектории, стоял выполненный в позднероманском стиле каменный умывальник - лаваторий. На втором, полностью не сохранившемся, этаже северного крыла, по всей видимости, располагались жилые помещения монахинь - кельи. Восточное крыло клаузуры занимали кухня, пивоварня, различные хозяйственные помещения, кладовые. Рядом с восточным крылом был и колодец. К западному крылу с многочисленными жилыми и хозяйственными постройками и мастерскими примыкал главный вход монастыря с обширной прихожей, с северной стороны которой был карцер. Во внутреннем дворе обнаружены остатки относящихся к первому монастырскому периоду (до 1417 г.), а затем включенных в монастырский комплекс деревянных построек с каменными подвалами, а также колодцы для стока дождевых вод.

У северо-западного угла церкви выкопаны основания стен комнаты свиданий. Помещение было разделено стеной с отверстиями, через которые монахини могли беседовать с посетителями.

К югу от церкви находилась клаузура священников, строения которой также располагались четырехугольником вокруг внутреннего двора. Здесь раскопано и законсервировано значительно меньше руин, чем с северной стороны.

К юго-западному углу церкви примыкают остатки часовни с сохранившимся основанием алтаря. Из этой часовни через большую сводчатую дверь можно было попасть в церковь.

За восточной стеной монастырской церкви находилась ризница, а рядом с ней парлаторий - помещение, где встречались монахини и священники для совместного решения важнейших вопросов (по одну сторону стены собирались монахини, по другую - священники), а также различные вспомогательные помещения и подвалы для хранения припасов.

В западной части монастыря (перед церковью) обнаружены остатки восьмиугольной часовни с алтарем.

Весь монастырский комплекс был обнесен мощной, со многими воротами стеной из плитняка. Местами раскопаны ее отрезки высотой до 1,5 метра. Стены огораживали территорию примерно в 2 гектара. На основании многочисленных архивных материалов, а также остатков строений можно предположить наличие довольно обширного монастырского поселения в ее западной части.

Монастырь св. Бригитты был чисто женским, хотя и распространено мнение о его смешанности. Мужчины, жившие в монастыре, являлись священнослужителями. Во главе монастыря стояла аббатиса. Число монахинь не превышало 60. В монастырь принимались девушки не моложе 18 лет. Священники должны быть не моложе 25 лет.

Источником экономического могущества монастыря являлись обширные земельные владения в Харьюмаа и Вирумаа (в начале XVI в. монастырю принадлежали 13 деревень в Харьюмаа), леса на полуострове Виймси. Немалые суммы монастырь получал от панихид, пожертвований паломников и продажи индульгенций. Статьей дохода служили и налоги, взимавшиеся с торговцев, собиравшихся со своим товаром у стен монастыря по большим монастырским праздникам.

Судя по богатому археологическому материалу (более 17 000 отдельных находок), монастырь и сам занимался активной торговой деятельностью, особенно с далекими Рейнскими землями. В монастыре была гончарная мастерская, изготовлявшая утварь, как для внутреннего потребления, так и на продажу. Занимались в монастыре и обработкой металла (имелись свои кузнецы, ювелиры, медники), ткачеством и другими ремеслами. Известную прибыль приносили рыболовство и земледелие. Конечно, все тяжелые работы выполняли монастырские батраки или сестры-мирянки. В обязанности монахинь входило лишь служение богу, да еще рукоделие.

На пути к монастырюПосле разрушения монастыря сохранившиеся остатки строений веками использовались в качестве жилья окрестными жителями, которые остались в результате войн без крова.

В конце XVIII и особенно в XIX веке руины монастыря служили для местных жителей и горожан своего рода каменоломней, где без особого труда можно было раздобыть строительный материал.

Развалины церкви использовались вплоть до XIX столетия для захоронений. Крестьянское кладбище перед церковью, изобилующее каменными крестами, относится уже к послемонастырскому периоду (XVII в.). Еще недавно здесь стоял каменный крест, датированный 1617 годом.

Я. Тамм - "Пирита", "Периодика" 1980г.