На старой коплиской дороге
"Настоящее - это суммарно взятое прошлое".
Поэт Вячеслав Иванов.
Эстонское слово "kopli", или "koppel", означает "загон". В
середине прошлого века на пустынный полуостров с таким названием
вела одна из трех дорог, начинавшихся от Монастырских ворот,
которые были в начале современной улицы Нунне. Со временем это
наименование получила и сама дорога. Когда-то прогоняли по ней
городской скот на выпасы, направлялись до начала ХХ столетия
жители Таллинна, чтобы отдохнуть на природе. Так, в июне 1912
года газета "Таллинна Театая" в статье о начале сооружения
Русско-Балтийского судостроительного завода в Копли писала: "Те,
кто не читает газет, будет немало удивлен, когда, отправившись
в один прекрасный день в Копли, чтобы подышать свежим воздухом и
полюбоваться природой, услышит в лесной чаще стук топоров. Там,
где на лесной опушке некогда плясали и веселились на зеленой
травке по воскресеньям горожане, трудятся сотни рабочих..."
К десятым годам нашего века на современной улице Копли и в ее
окрестностях были уже промышленные предприятия, железнодорожная
сортировочная станция, Таллиннский вокзал, военные городки, хотя
на полуострове, как видно из этой статьи, еще были леса и
зеленые поляны.
Можно представить, каким был полуостров в средние века, когда
единственным предприятием на всем этом обширном пространстве
было кирпичное производство. Первоначальное название ведущей к
нему дороги было "Telliskopli" (Кирпичный загон), начиналась она
тогда от Больших Морских ворот, шла по современным улицам Соо и
Теэстузе, через земли мызы с тем же названием - "Теллископли",
до ее ворот, примерно на углу нынешних улиц Копли и Ситси (бывш.
Маяковского). Территория этой мызы использовалась как городское
пастбище. На берегу бухты Хааберсти уже в XIV веке был рыбацкий
поселок, а немного поодаль, на углу Копли и ул. Малева, где
сейчас работает Таллиннский завод строительной керамики, дымила,
возможно, первая в городе печь по обжигу кирпича. Самое старое
упоминание о ней относится к 1365 году. Кстати, именно на этом
старейшем промышленном предприятии Таллинна обжигали в начале
XVIII столетия кирпичи для Екатерининского дворца в Кадриорге.
И все-таки возникновение современного направления улицы Копли
связано не с кирпичным заводом. 28 декабря 1772 года Екатерина
II утвердила указ Правительственного Сената, запрещавший
захоронения в церквах и ближе чем за 300 саженей (640 м) до них
и до жилых домов. В связи с этим 225 лет назад, в 1774 году, на
полуострове Копли на площади в 10 гектаров было заложено новое
городское кладбище. Проложенная к нему дорога и стала основой
будущей улицы. Кладбище просуществовало в треугольнике между
улицами Копли, Пелгуранна и Сирби до 1951 года, и старожилы
помнят ряды склепов и памятников на могилах с захоронениями
людей, чьи имена оставили след в истории.
Когда кладбище ликвидировали, то на Метсакальмисту были
перенесены только три могилы: писателя Эдуарда Борнхеэ,
композитора Константина Тюрнпу и актрисы Нетти Пинна. Не
слишком ли мало для одного из старейших кладбищ города? Даже
по моим воспоминаниям, черта между оставленными для истории
именами и преданными забвению проведена без уважения к наследию
прошлого. Вот только два имени:
Елизавета Гертруда Мара - знаменитая оперная певица и пианистка
XVIII и начала XIX века, блиставшая на сценах Берлина, Венеции,
Турина, Лондона и Москвы. После завершения своей сценической
деятельности поселилась в Москве, а с 1812 года и до своей
смерти жила в Ревеле, преподавала пение и игру на фортепиано и
скрипке. Здесь и была похоронена на Коплиском кладбище.
Стоял на этом кладбище памятник у могилы адмирала русского флота
Логина Петровича Гейдена, военного губернатора Ревеля, а до
этого участника многих морских сражений, в том числе и
знаменитого Наваринского в 1827 году, в котором он командовал
русской эскадрой в составе союзного флота трех держав - Англии,
Франции и России. В ходе этого сражения был полностью уничтожен
турецкий флот. Так неужели герой Наварина не достоин памяти?
На месте кладбища в пятидесятые годы был разбит парк, который в
народе долго называли "парком живых и мертвых".
В XIX и особенно в ХХ столетиях на улице Копли и в ее
окрестностях возникло несколько промышленных предприятий и жилых
районов для рабочих.
В 1870 году были основаны Главные железнодорожные мастерские,
реорганизованные в 1958 году в электротехническое предприятие.
Несмотря ни на что оно действует и сегодня. Фирма "ESTEL"
поставляет свою высокотехнологичную продукцию во многие страны
мира. Через пять лет промышленник Франц Крулль перевел из Нарвы в
Таллинн свою медницкую мастерскую. Здесь она превратилась в
крупное машиностроительное предприятие, цеха которого выросли
на улице Копли. На заводе выпускали паровые котлы, холодильное
оборудование и конструкции для добычи и переработки сланца,
выпускали даже паровозы. Продукция предприятия в 40-90-е годы -
аппараты воздушного охлаждения для газовой отрасли, аппаратура
для нефтяной и химической промышленности. И сегодня в
номенклатуре Таллиннского машиностроительного завода:
калориферы, отопительные приборы, ребристые трубы, холодильное
оборудование, металлоконструкции, стальное литье...
В самом конце XIX века было основано акционерное общество
"Балтийская бумагопрядильная и ткацкая мануфактура", ставшая
вскоре одним из крупнейших предприятий Таллинна. И хотя в наше
время в его цехах трудится значительно меньше рабочих,
предприятие по-прежнему выпускает ткани, которые, к сожалению,
не попадают на прилавки эстонских магазинов.
У созданных перед Первой мировой войной двух судостроительных
заводов разные судьбы. Бывший Русско-Балтийский, пережив полный
застой и разруху в 20-30-е годы, после войны превратился в
крупное судоремонтное предприятие, и в наше время завод не
только выжил, но и расширил производство, ремонтирует корабли
многих стран мира, а на стапелях собирают первые суда, созданные
для эстонского флота.
По-другому сложилась судьба завода "Беккера". В 20-е годы он
прекратил свое существование, и в цехах разместились фабрика
резинотехническх изделий "Пыхьяла" и стекольный завод Лорупа
(будущий "Тарбеклаас"). Так они и работают там по сей день,
только выпуск продукции сократился в несколько раз, и многие
корпуса, особенно на "Тарбеклаасе", пустуют.
Велось на улице Копли и жилищное строительство, в основном это
были поселки для рабочих судостроительных заводов,
железнодорожников, "Балтийской мануфактуры". В 1915 году в
районе Копли проживало более 15 тысяч человек.
За 225 лет существования улица Копли так и не сложилась как
единое целое и по-прежнему состоит из отдельных кварталов
старых деревянных домов-бараков, жилых зданий послевоенной
застройки со следами аляповатых "украшений" 50-х годов,
трех-четырехэтажных коробок последующих десятилетий и двух-трех
приличных домов, возведенных в последние годы. Все это
вперемежку с заборами и корпусами промышленных зон, с густой
зеленью парка на месте кладбища и березового леска у трамвайной
остановки "Сирби". Закрыты на улице оба кинотеатра и оба клуба.
В бывшем кинотеатре "Раху" разместился магазин с претенциозным
названием "XXI век". Продают в нем товары для дома и дачи:
садовая деревянная мебель и душевые кабины, камины и умывальники
из чугуна, украшенные литьем образца прошлого столетия,
облицовочные керамические плиты и все в стиле ретро. Так что
этому магазину больше подходило бы наименование "XIX век". Да и
сама улица Копли не выглядит современной и ждет своего часа,
чтобы превратиться в столичную магистраль.
Леонид СУРКОВ. |