НА 23 ЭТАЖЕ ТАЛЛИНСКОЙ ГОСТИНИЦЫ ВИРУ, ЗАКРЫТОМ И, СЛЕДОВАТЕЛЬНО НЕСУЩЕСТВУЮЩЕМ, НАХОДИЛСЯ ШТАБ КГБ, ОТКУДА В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ ВЕЛОСЬ ПРОСЛУШИВАНИЕ НОМЕРОВ, ГДЕ ОСТАНАВЛИВАЛИСЬ ИНОСТРАНЦЫ. ТЕПЕРЬ ИЗ ЭТОГО МЕСТА СДЕЛАН МУЗЕЙ.
МУЗЕЙ КУКОЛ
Музей под соснами
Лев ЛИВШИЦХудожник пишет глазами любви,
и только глазами любви следует
судить его картины.
Г.Лессинг, XVI век.
Начало пути
Есть в таллиннском районе Нымме среди сосен скромный деревянный Дом-музей художника Кристьяна Рауда. В мансарде под крышей — ателье живописца. На мольберте лист гравюры — иллюстрация к эпосу «Калевипоэг». Работы К.Рауда по мотивам эпоса, выполненные карандашом, углем, темперой (краска на яичном желтке) на листах большого формата, в сущности не иллюстрации, а самостоятельная работа художника, свободная графика, занимающая в эстонском изобразительном искусстве особое место, вершина в творчестве мастера.Экспонаты музея рассказывают о непростом пути Кристьяна Рауда к этой вершине.
В 1892 году в дом № 26 по Первой линии Васильевского острова Петербурга, в квартиру профессора Академии художеств Йохана Келера постучался очередной гость из Эстонии — двадцатисемилетний учитель Кристьян Рауд и показал свои рисунки.
Дороги, вьющиеся среди полей, тропинки в тихих лесах, играющий на дудочке пастух со стадом, крестьяне, отдыхающие на траве... Акварели, наброски, рисунки карандашом и углем поражали точностью деталей жизни и быта, простотой, искренностью и несомненным талантом.
Келер посоветовал гостю оставить все другие занятия и целиком посвятить себя искусству. И не только посоветовал, но и дал рекомендацию для поступления в Петербургскую Академию художеств. Молодой учитель последовал совету первого эстонского профессионального художника, и пять лет, проведенные в стенах светло-серого дворца академии на Университетской набережной Невы, заложили прочный фундамент мастерства. Впоследствии в каком бы стиле и с каким бы материалом ни работал Кристьян Рауд, в основе его творчества лежал рисунок, ибо любовь к нему наиболее важна для художника.
Дом-музей в Нымме
В этом году исполняется 20 лет со дня открытия под соснами Нымме Дома-музея художника. В двух комнатах первого этажа картины и фотокопии работ Кристьяна Рауда, биографические материалы, фотографии, личные вещи. Воссоздан интерьер жилой комнаты, обставленной мебелью, принадлежавшей семье художника, в том числе его брату, также живописцу — Паулю.Братья-близнецы Пауль и Кристьян Рауды родились в 1865 году на хуторе своего предка Техвана. Экспозиция музея и начинается эскизом «Предок Техван строит дом», портретом матери художников и рисунком ее натруженных рук. Здесь же свидетельство об окончании Тартуской учительской семинарии, диплом Академии художеств о присвоении звания художника, рисунки и Кристьяна, и Пауля.
Интересны фотографии о поездке К.Рауда в конце
90-х годов ХIХ века вместе с художником Антсом Лайкмаа по Рейну и городам Германии. Здесь же рисунок Пауля «Кристьян Рауд собирает предметы старины». Он не только собирал этнографический материал и фольклор, но при его активном участии был основан в 1909 году Эстонский Народный музей (ныне этнографический) в Тарту, в котором хранится 339 экспонатов, собранных и подаренных музею Кристьяном Раудом.
Участвовал он и в создании Эстонского (теперь — Художественного) музея в Таллинне (1919 г.). Несколько лет в начале двадцатых годов прошлого века он работал в Министерстве просвещения Эстонии, возглавлял управление памятников старины и был главным распорядителем всех музеев республики.
И при этом продолжал активно творить. Особое место в музее занимают материалы о работе художника над циклом гравюр по мотивам эпоса «Калевипоэг». И вот что удивительно — созданные Кристьяном Раудом гравюры по сути дела самостоятельный эпос в изобразительном искусстве; и песни о народном мифологическом герое, сыне Калева могли бы быть пояснениями к этим гравюрам. Они торжественны и одновременно почти аскетичны в своей простоте. В них глубокий покой и в то же время необыкновенная энергия и напряженность. В «Калевипоэге», увиденном глазами художника, Кристьян Рауд воплотил первозданную силу, которая (он был в этом уверен) коренится в эстонском народе, в его трудолюбии, одаренности, внутренней духовности, чувстве строгой красоты; в своих гравюрах художник передал исполненную борьбой, нелегкую жизнь родного народа, его судьбу и надежды.
В 1911 году в Эстонии отмечали пятидесятую годовщину выхода в свет первого издания эпоса «Калевипоэг». Иллюстрации к юбилейному изданию были заказаны Кристьяну Рауду. Над ними он продолжал работать всю оставшуюся жизнь. От первого рисунка «Стычка у финского кузнеца» до последней работы художника на строфу, завершающую эпос. Гравюра «Возвращение Калевипоэга» была создана Кристьяном Раудом за несколько месяцев до кончины в 1942 году.
В последние годы своей жизни художник создал ряд пейзажей северного побережья, портреты, виды крестьянских хуторов. Значение очень скромного и деликатного по характеру художника и человека в эстонской культуре огромно. Он не только творил, но всю жизнь передавал молодым свое мастерство.
Таллиннский Дом-музей художника в Нымме на улице, которая, как и самая престижная премия в изобразительном искусстве Эстонии, носит имя Кристьяна Рауда, — дань памяти художнику и человеку.
Два друга
Среди экспонатов музея есть сшитый из двух половин красивый этнографический ковер. С этим ковром связано имя художника Антса Лайкмаа, уже при жизни ставшего легендой за свою жизнь, наполненную событиями и приключениями, от путешествий по многим странам до участия в революции 1905 года. Лайкмаа прославился и как автор портретов почти всех выдающихся деятелей эстонской культуры начала ХХ столетия, картин родной природы, и своей деятельностью по созданию в 1903 году Таллиннской школы-студии, откуда начинали свой путь в искусстве многие эстонские художники.Еще будучи в Германии, Антс Лайкмаа познакомился с Кристьяном Раудом. Несмотря на полное различие характеров, мягкого и скромного у Рауда и решительного, энергичного, даже взрывного у Лайкмаа, художники дружили всю жизнь. Их объединяло общее понимание своего места в искусстве.
Как-то обоим художникам понравился красивый этнографический ковер, и они решили поступить как верные друзья — разрезали ковер на две половины. Одна украсила дом Рауда в Нымме, другая — дом Лайкмаа в Таэбла, неподалеку от Хаапсалу.
Оба художника были стойкими холостяками, но когда Кристьян Рауд все-таки к 60 годам решил жениться, Лайкмаа принес ему в подарок свою половину ковра.
В саду Дома-музея Кристьяна Рауда в Нымме растет дуб, посаженный Антсом Лайкмаа. Как и ковер, он помнит о дружбе двух замечательных художников, зачинателей современной эстонской национальной живописи.
Info http://www.moles.ee/04/Mar/16/11-1.php
Жевательная резинка, "жвачка" в просторечии, долгое время была одним из
атрибутов "дольче вита" и "загнивающего Запада". Красочные блоки
"Wrigley's", доставляемые "оттуда" моряками и дипломатическими
работниками, нет-нет, да и заслоняли идеалы коммунизма в глазах
несознательной части советской молодёжи.
И вот, кондитерская фабрика "Калев" в Таллине, впервые в СССР, начала выпускать жевательную резинку. Советский ответ Западу получился тягучим и приторным. По просьбе зрителей программы "99-209" сюжет о новой продукции подготовили коллеги из молодёжной редакции Эстонского телевидения. А увидели его в Карелии 13 июля 1977 года.
И вот, кондитерская фабрика "Калев" в Таллине, впервые в СССР, начала выпускать жевательную резинку. Советский ответ Западу получился тягучим и приторным. По просьбе зрителей программы "99-209" сюжет о новой продукции подготовили коллеги из молодёжной редакции Эстонского телевидения. А увидели его в Карелии 13 июля 1977 года.
Куклы на сцене и за сценой
Лев ЛИВШИЦ
Мы послушные куклы в руках у творца!
Это сказано мною не ради словца.
Нас по сцене Всевышний по ниточке водит
И пихает в сундук, доведя до конца.
Омар ХАЙЯМ
Музей на улице Тина
Мое довоенное детство прошло на берегах Невы. Жили мы на улице с красивым названием — Надежденская, которую пересекает другая улица, пожалуй, известная всем читающим на русском языке людям, даже тем, кто никогда не был в Петербурге. Трудно найти человека, взрослого или ребенка, не знающего хотя бы одну строчку из стихотворения Маршака — «... человек рассеянный с улицы Бассейной». Вот на этой Бассейной, ставшей потом улицей Некрасова (а наша Надежденская — ул.Маяковского), был и ныне есть Большой театр кукол. Не знаю, сколько мне было лет, когда мама впервые привела в этот театр, и, конечно, не помню само представление. Зато до сих пор перед глазами красочный спектакль «Волшебная лампа Аладдина», увиденный в другом театре кукол на Невском проспекте, старейшем русском профессиональном кукольном театре. И еще помню, как его создатель и художественный руководитель Евгений Деммени был у нас в школе и рассказывал о том, что делают куклы за «петрушечной ширмой», говорил о них, как о живых, умеющих не только двигаться, но и чувствовать...Вспомнил об этой давней встрече с куклами и их создателем, когда впервые попал в уникальный таллиннский музей в доме на углу улиц Крейцвальда и Тина. Вообще-то это мемориальный музей-квартира эстонского театрального режиссера Андреса Сярева. Долгое время он жил в этом большом доме. Экспозиция музея рассказывает не только о творчестве А.Сярева, но и об истории эстонского театра, о первых профессиональных актерах, о знаменитых спектаклях. Здесь же подлинные театральные костюмы их героев, в которых играли выдающиеся мастера сцены. В уютной гостиной у рояля проходят вечера, посвященные памятным событиям и людям эстонской культуры, «с музыкой для души», как говорит единственная сотрудница и хранитель музея Ииви Леппик, а 22 декабря минувшего года состоялся вечер, посвященный 200-летию со дня рождения «отца эстонской песни» Ф.Р.Крейцвальда, построенный на его переписке с поэтессой Лидией Койдула. Письма читали актеры Тыну Микивер и Хелле Кыре. Невольно обращаю внимание на портрет молодой красивой женщины над роялем.
— Это Элла Илбак, — перехватив мой взгляд, сказала Ииви Лепик. — Она была последовательницей знаменитой Айседоры Дункан, исполняла пластические танцы. Многие десятилетия жила в США. Она скончалась в 1998-м, на 102-м году жизни. Ее прах был доставлен на родину и захоронен на Метсакальмисту.
В неприкосновенности сохранен и кабинет хозяина этой квартиры с большой библиотекой и письменным столом, на котором он создавал инсценировки по роману Таммсааре «Правда и справедливость».
Здравствуйте, милые куклы
Но при чем здесь куклы в этом строгом мемориальном музее? Над одним из дверных проемов в гостиной висят два вязаных рукава с перчатками на конце.— Ну, здравствуйте, милые куклы, — сказала Ииви Леппик, потрогав одну из перчаток, и пригласила зайти в небольшую комнату с экспонатами под названием Nukud lava ja lava taga — «Куклы на сцене и за сценой». Они мирно висят на крючках по стенам комнаты. Рядом с богатым китайцем — придворная дама в богатом кружевном платье, Звездный мальчик, собака, ушастый осел, сапожник, куклы северных народов, простодушный эстонский парень и многие другие герои кукольных представлений. Когда-то на них с восторгом и полным доверием смотрели ребята.
— Как же и почему поселились эти забавные куклы в академически строгой квартире серьезного театрального режиссера? — спросил у Ииви Леппик.
— У Андреса Сярева не было детей, но он их очень любил. И еще он не хотел, чтобы из его квартиры ушла жизнь, - ответила она. — И мне пришло в голову, что лучшей памятью о прекрасном режиссере, красивом и добром человеке будут детские голоса в этих стенах. Здесь дети могут узнать, как зарождается спектакль, как создают его постановку, пишут музыку, строят декорации, шьют костюмы, репетируют и выступают. Просто рассказ об этом они вряд ли воспримут. Зато театр и кулисы станут для них интересней и ближе, если вместе со мной сами сделают кукол, возьмут их в руки, ведь они детям ближе, чем взрослым. Особенно, если их не просто увидят, а смогут надеть на руку какого-нибудь разбойника Джима и «страшным» голосом потребовать: «Кошелек или жизнь»; сесть у гримировального столика и при помощи нескольких мазков грима превратить себя, ну, например, в Тоотса из «Весны» Оскара Лутса: надеть парик, кивер с двуглавым орлом и украшенный золотым шитьем красный бархатный мундир... Вот так и родилась идея создания «кукольной комнаты», названной «Куклы на сцене и за сценой». Все эти куклы были когда-то героями спектаклей Таллиннского театра кукол. Немало реквизита и костюмов подарили музею театры Эстонии. Это и кожаный костюм Гамлета из трагедии Шекспира, и тот же гримировальный столик — дар Русского драматического театра, и эскизы декораций, и многое другое.
Отдельный уголок отведен для кукол, которые «не играли на сцене», — их подарила музею старая актриса Салме Пеэтсон. Она любила делать куклы не театральные, а просто для души. Среди ее подарков две изящные куклы: одна из них — брюнетка Виолетта из «Дамы с камелиями» А.Дюма-сына, а нежная блондинка — та же Виолетта, но из оперы Дж.Верди «Травиата».
Где этот музей?
Если не считать со стороны улицы Тина одинокого и небольшого стенда перед многоэтажным жилым домом № 23 и маленькой таблички на двери подъезда, заметить этот музей довольно трудно. Во всяком случае, на мой вопрос на углу улиц Крейцвальда и Тина, где найти этот музей, прохожие дружно пожимали плечами.— И все-таки наш дом посещают, приходят школьные экскурсии, приводят малышей мамы, но чаще бабушки, — говорит Ииви Лепик. — Мы даже иногда боимся, когда заходят большие группы. Хорошо, если человек десять, и им, и нам по-настоящему интересно. Впрочем, «мы» — это из прошлого. Раньше здесь работали три сотрудника. Теперь я одна, — добавляет милая, с очень добрыми глазами хозяйка музея, она же и заведующая, и экскурсовод, и гример, и кукловод.
Я давно обратил внимание на красивый, размером с большой телевизор кукольный ящик-сцену на полу. То, что маленькие зрители размещаются перед сценой не на стульях, было понятно без объяснений, но как работает кукловод?
Марионеток, кукол на ниточках, управляемых сверху, в музее нет, зато есть целый набор персонажей, которыми руководят сбоку от кукольной сцены при помощи шарниров. Дети с удовольствием сами придумывают и исполняют целые представления. Им просто не надо мешать. Они забывают о взрослых и уходят в свой кукольный мир, разговаривают с куклами и говорят за них.
Что бы ни говорили, но и сегодня в наш электронный век куклы продолжают жить и учить добру и справедливости. Правда, они перебрались на экраны телевизоров. Уроки Хрюши и его друзей (жаль, что 1-й Балтийский канал не показывает «спокушек») стоят многого и доходят до ребят значительно лучше нравоучений пап и мам. И все-таки, несмотря на все современные чудеса, «живые» куклы так же отличаются от экранных, как театральный спектакль от кинофильма. По-прежнему полны залы театров кукол, и так же, как сотни лет назад, с восторгом и доверием встречают кукольных героев современные дети.
Инфо:
- http://www.moles.ee/04/Feb/17/10-1.php