ЧТОБЫ ПОЛЮБИТЬ РОДИНУ, НАДО ПОЗНАТЬ ЕЕ. Н.К. РЕРИХ

вторник, 19 февраля 2013 г.

ИСТОРИЯ СТАРЕНЬКОГО ПАРОВОЗИКА....


Не смотри в прошлое с тоской, оно не вернется. Мудро распорядись настоящим. Оно твое!
Г.Лонгфело, американский поэт. Есть таллиннские улицы, названия которых можно проследить с момента их возникновения и до нашего времени. Есть и такие, чьи истоки и наименование скрыты в тумане времени. Например, Лийвалайа - Широкопесчаная улица, она действительно широкая, и любой котлован подтвердит - улица проходит по пескам древних приморских дюн, зато ее продолжение - Суур-Амеэрика - никакого отношения до недавнего времени к Америке не имела. До недавнего потому, что несколько лет назад в начале улицы, за зданием школы (бывш. 19-й), появилась резиденция посла США.

Сегодня речь пойдет об улице Техника, возникновение и название которой тесно связаны. В январе 2000 года и тому, и другому исполнится 120 лет. Однако предыстория улицы началась несколько раньше.
Евангелие от Иоанна начинается известной фразой: "В начале было слово... Все через него начало быть...". Так вот, первое слово, вернее, идею строительства железной дороги от Петербурга до... нет, пока еще не Таллинна, а только до Нарвы, высказал в 1845 году петербургский промышленник барон Александр Штиглиц. Тот самый, чья суконная фабрика в Нарве выпускала лучший в свое время материал и была поставщиком императорского двора. На его деньги в Петербурге было открыто Художественное училище, в котором учились многие эстонские художники.
Барон был человеком дела. Он не только выдвинул идею, но и основал в 1857 году Общество российских железных дорог. Оно и начало сооружение дороги до Нарвы. Довели ее, правда, только до Гатчины и... переключились на более выгодные южные и восточные подряды. А Балтийскую дорогу построили другие. В 1868 году начали работы, и через два года(!) магистраль была готова. Но еще за год до этого жители Таллинна увидели поезд. 20 ноября 1869 года для жителей города стало удивительным днем. Газета "Ээсти Постимеэс" так описывала его: "Это было в три часа дня, когда гудок паровой машины "Петр I" впервые подал свой зычный голос, и народ собрался со всех сторон, чтобы посмотреть на новое чудо, которое старый Ревель и никто из его жителей раньше не видал. Сначала погрузили строительные материала, после чего машина, выпуская пар, понеслась к тому месту, где дорога расходится на Палдиски и Петербург. Когда имущество там выгрузили, машина быстрым ходом вернулась на железнодорожный двор".
Думаю, что сегодня даже приземление межпланетной станции на Певческом поле не вызвало бы столько восторгов, как паровая машина "Петр I", гудок которой прозвучал в Таллинне 130 лет назад.
24 октября (по старому стилю) 1870 года на магистрали Таллинн - Петербург началось регулярное движение поездов. С годами менялись и прилегающие к железнодорожному вокзалу городские районы. Спустя десять лет неподалеку от вокзала, 15 января 1880 года была открыта Железнодорожная техническая школа. От бульвара Тоомпуйестеэ проложили к ней короткую улицу и назвали ее Techniker Strasse - Техническая улица. Вначале она доходила только до ул. Суве, позднее ее продлили вдоль полотна железной дороги до Палдиского шоссе и в 1932 году дали ей общее название Tehnika tn., ул. Техника.
Территорию между этой улицей, бульваром Тоомпуйестеэ и Палдиским шоссе издавна называли Кельмикюла - Плутовская деревня, по-русски это звучало бы что-то вроде Плутишкино. О происхождении этого более чем забавного названия ничего неизвестно, однако несомненно дано оно было неспроста - у каждого города или деревни были свои мошенники и прохиндеи.
В 1929 году завершили прокладку вдоль железной дороги улицы между Палдиским и Пярнуским шоссе. Сегодня ул. Техника - одна из самых длинных таллиннских магистралей, охватывающая широкой трехкилометровой дугой от Тоомпуйестеэ до Пярнуского шоссе обширный район к западу от Старого города.
По-разному выглядят ее отрезки. У Пярнуского шоссе несколько построенных после войны многоэтажных жилых домов, а дальше до виадука на пересечении с улицей Эндла сплошной ряд заборов, за которыми фруктовые сады и в их глубине старые небольшие жилые дома. Единственное на всей улице Техника построенное в последние годы здание - красивый двухэтажный особняк из красного фасадного кирпича. Он принадлежит Эстонскому совету церквей. Здесь же разместился Центр диаконисс. Кто же такие "диакониссы"?
В первые столетия христианства церковные службы проводили наряду с мужчинами-священниками и женщины, их называли "диакониссы". В XI веке они были отстранены от проведения служб. После Реформации католической церкви стали возникать женские общества диаконисс по уходу за больными и старыми людьми. В России такие общества появились в прошлом столетии в Петербурге, Риге, Митаве и Ревеле (Таллинне). В 1867 году на Пярнуском шоссе, там, где ее теперь пересекает железная дорога, была открыта "Лечебница диаконисс", ныне известная как больница "Магдалены". Прекратившее после войны существование Общество диаконисс, недавно возобновило свою благотворительную деятельность и находится теперь на ул.Техника в доме №115.
За улицей Эндла вперемежку стоят старые двухэтажные деревянные жилые дома и невзрачные каменные здания послевоенной застройки. Из общего серого ряда выделяется оригинальная скульптура из остатка старого спиленного на высоте трех метров дерева, свитый ствол которого "держит" какое-то подобие кружки. Эта естественная скульптура стоит у дома №37 с пивным баром в подвале. На всей длинной улице только одна памятная доска на доме №25. Здесь с 1944 по 1952 г. жил профессор-гидролог А.А.Вольнер, один из авторов плана ГОЭЛРО. И еще одна примета улицы Техника, по всей ее длине - от Эндла до Пярнуского шоссе тянется прекрасная каштановая аллея.
Собираясь писать об этой улице, поделился своими планами с одним знакомым. "А где эта улица?" - спросил он. Стал перечислять ориентиры, и когда дошел до старого маленького паровоза во дворе Таллиннской транспортной школы, знакомый сказал: "А, знаю!".
15 января будущего года старейшее в Таллинне профессионально-техническое училище отметит свой 120-летний юбилей. Возникнув в 1880 году, как школа по подготовке специалистов-железнодорожников, сегодня она, изменив название не по форме, а по существу, обучает работников всех видов транспорта. Здесь же в специальном центре проводят переподготовку по различным специальностям. Около 500 человек занимаются в стенах этой профессиональной школы. Заместитель ее директора Нигуль Теппо пригласил через нашу газету выпускников школ на День открытых дверей, который будет проходить в мае, и выбрать одну из профессий на будущую жизнь.
"Транспорт был, есть и будет всегда", - заключил нашу беседу заместитель директора Таллиннской транспортной школы. И добавил: "Старый паровозик серии Кс-4-100, что бегал до середины 70-х годов по эстонской узкоколейной железной дороге, - наша реклама и ориентир".
Леонид СУРКОВ.
Фото В.ШАЛЯ.