ЧТОБЫ ПОЛЮБИТЬ РОДИНУ, НАДО ПОЗНАТЬ ЕЕ. Н.К. РЕРИХ

воскресенье, 29 января 2012 г.

В ДАЛЕКОМ ЧУКОТСКОМ МОРЕ ПЛЕЩУТСЯ ВОЛНЫ ЗАЛИВА КОЦЕБУ

Дерево смотри в плодах, а человека - в делах.
В.К.Даль

Недалеко от Таллинна, в Харьюском уезде, есть поселок Козе. Там на кладбище, у церкви святого Николая - покровителя моряков и путешественников - установлен надгробный памятник знаменитому мореходу Отто фон Коцебу. На памятнике лаконичная надпись: "Здесь покоится Отто фон Коцебу. Родился 19 декабря 1787, умер 3 февраля 1846".
Памятник на могиле Отто фон Коцебу в
Козе.
Отцом будущего знаменитого морехода был тоже знаменитый писатель и драматург Август Фридрих Фердинанд Коцебу (1761-1819). Мать Отто, Фредерика Эссен, умерла рано. Вторично отец женился на Кристине фон Крузенштерн. Тогда восьмилетнего Отто отправили в Петербургский кадетский корпус. Однако рожденного в Ревеле на берегу моря юношу не привлекала карьера пехотного офицера. При первой же возможности он поменял сухопутную службу на морскую.

В 15 лет он - юнга, доброволец, участник первого кругосветного плавания на парусном шлюпе "Надежда" под командованием выходца из Эстонии Адама Крузенштерна. В Северном море свирепый шторм чуть не погубил оба маленьких судна. У берегов Бразилии могло случится непоправимое, когда штормовой стремительный ветер погнал оба парусника навстречу друг другу, и столкновение казалось неизбежным. Лишь величайшее искусство и отвага моряков предотвратили катастрофу.

Плавание началось в августе 1803, успешно завершилось в августе 1806 года.

Начальником следующей научно-исследовательской кругосветной экспедиции по рекомендации А.Крузенштерна был назначен Отто Коцебу. Ему 28 лет. В январе 1815 года Коцебу с обозом и командой пешком отправился в финский город Або (Турку), где на местной верфи строился двухмачтовый бриг "Рюрик", вмещающий 180 тонн груза и 34 человека экипажа. В июле 1815 года судно вышло в плавание.
Покинув Европу, "Рюрик" через Атлантику направился к берегам Бразилии. У южно-американского мыса Горн мастерство и стойкость россиян экзаменовали ураганы и штормы. Потом - Камчатка, Аляска, Северный Ледовитый океан, Чукотское море, где были открыты, исследованы и положены на карту бухта Шишмарева, остров Сарычева, губа Эшшольца, залив Доброй Надежды, залив Крузенштерна, залив Коцебу.

Посетив Мадагаскар и обогнув мыс Доброй Надежды, "Рюрик" вернулся к родным берегам. Экспедиция Отто фон Коцебу блестяще выполнила обширную научно-исследовательскую программу.

Третье кругосветное плавание на военном парусном шлюпе "Предприятие" состоялось в 1823-1826 годах. Под командой Отто фон Коцебу - экипаж в составе 118 человек. В научную группу вошли воспитанники Дерптского университета Ленц, Прейс и Гофман.

На острове Отдиа в Тихом океане мореплаватели порадовались встрече со старыми друзьями-туземцами, с которыми они сблизились еще во время плавания на "Рюрике". Островитяне очень хотели подарить россиянам саженцы кокосовых пальм и были немало озадачены, когда узнали, что пальмы на русской земле не растут.

Но встречи были разные. Туземцы острова Пасхи недружелюбно встретили российских моряков. Выяснилось, что перед этим один американский капитан напал на островитян и насильно увез в неволю двенадцать мужчин и девять женщин.

Свидетелями возмутительной охоты на людей стали русские путешественники, когда "Предприятие" бросило якорь у берегов Калифорнии. Там монахи-францисканцы из испанских миссий арканами ловили индейцев для рабского труда на монастырских плантациях. В Кронштадт "Предприятие" вернулось в 1826 году. Дальнейшую службу Отто фон Коцебу проходил в Ревеле, где командовал кораблем "Император Петр I". В 1829 году ему был присвоен чин капитана первого ранга.

Подорванное во время плаваний здоровье заставляет моряка подать в отставку. Последние шестнадцать лет своей жизни совсем еще не старый (ему 42 года) капитан провел в своем имении под Ревелем. Привыкший к ежедневному труду, он и здесь не знает покоя.

Позади три кругосветных плавания. Исследовано, описано и положено на карту около 400 островов, бухт, заливов. Многие из них ранее не были известны. Выполнен огромный объем научных исследований.

Написан трехтомный труд "Путешествие вокруг света", а книга "Путешествие вокруг света на военном шлюпе "Предприятие" в 1823-26 годах" относится к лучшим литературным произведениям о путешествиях ХIX столетия.

Отто фон Коцебу дал научное объяснение происхождению коралловых островов, высказал смелую гипотезу о происхождении Берингова пролива и о том, что раньше суша связывала Азию и Америку.
 Усадьба Кау (Трийги).

Три похода в бессмертие


Это имя встречается на обложках книг и на театральных афишах, в подписях на картинах и под различного рода документами. Им названы тихоокеанский атолл и залив в Чукотском море, гора, ручей и населенный пункт на Аляске, мост в Одессе и улицы ряда городов. Есть даже одноименная порода собак.
Называющаяся так таллинская улица знакома мне с самого детства. Короткая и тихая она расположена в некогда рыбацком районе Каламая близ башен стены Канне. Метаморфозы городской топонимики конца минувшего тысячелетия вернули ей прежнее наименование – фамилию людей, чей дом стоял здесь пару столетий назад. А с нею и дань уважения плеяде неординарных, разнообразно одаренных и целеустремленных личностей, оставивших свой след в политике, науке, литературе и искусстве ряда стран и народов. Дань памяти роду Коцебу.

Любой образованный человек хоть раз да слыхал об Отто Евстафьевиче Коцебу. Чего-чего, а сведений о нем хоть пруд пруди. Что, увы, не исключает ни поверхностных суждений, ни досадных искажений. Некоторые из них тиражируются даже, казалось бы, серьезными источниками. Причем разнотолки берут начало с даты рождения и кончаются местом упокоения этого человека. Типичная путаница с выпестовавшим его кадетским корпусом, встречаются и другие нестыковки.
Так что к его могиле, расположенной в небольшом эстонском местечке Козе, меня привело не только естественное любопытство, но и желание разобраться с некоторыми из этих несуразностей. Надгробие более чем полуторавековой давности на скромном семейном погосте обнаружилось без труда. Приятно удивили его сохранность и сравнительная ухоженность. Символично, что возле последнего причала известного российского мореплавателя круглый год журчит вода реки Пирита, а на холме возвышается церковь святителя Николая - покровителя моряков. Полагаю, что место было выбрано не случайно, а, может, просто эта церковь находилась ближе других к имению О.Коцебу - мызе Кау (Трийги). Там с 1832 года отставной капитан первого ранга обосновался со своей семьей.
Лаконичная надпись по-немецки на лицевой чугунной плите надгробия гласит:
Здесь покоится
Отто
фон
Котцебу *
род. 19 дек. 1787
умер 3 февр. 1846
* - транслитерация распространная в дореволюционных русских изданиях
Теперь я вправе утверждать, что наш герой появился на свет не в 1788-ом (как кое-где встречается) а в 1787-ом году. Ошибочная дата - следствие некорректного перевода на новый стиль, т.к. в расчет следовало брать не 13 а 11 дней, получив по новому стилю - 30 декабря. С местом его появления на свет та же двойственность. По одним данным это случилось в имении, принадлежавшем родителям, по другим в провинциальном Ревеле (ныне Таллине). И коль скоро затронули тему родителей, то скажу вам чуть-чуть и о них.
Мать маленького Оттона, урожденная Фредерика Юлиана фон Эссен - дочь ревельского коменданта, генерал-лейтенанта и барона, была завидной партией для местных молодых дворян. Но все они остались с носом т.к. замуж она вышла по любви и вопреки родительской воле.
Ее избранником стал молодой человек из приезжих. Родовитостью не отмеченный, но зато щедро одаренный куда более важными качествами. Он прославился как невероятно успешный и плодовитый литератор и драматург, прирожденный дипломат и разведчик, загадавший своим биогрофам массу неразгаданных загадок и оставивший добрую дюжину весьма недюженных наследников. Последний из которых родился уже после драматической гибели многоликого Августа фон Коцебу.
Но с Фредерикой они прожили недолго, молодая женщина умерла, когда их сынишке Отто не исполнилось еще и з-х лет.
Kiikla mõisa peahoone (1832)


Крутая перемена в судьбе восьмилетнего Отто Коцебу произошла весенним майским днем 1796 -го года. Простившись с ревельской домской школой для дворянских детей он убыл учиться в петербургский Первый кадетский корпус. Отнюдь, не в морской кадетский корпус, что является весьма расхожим заблуждением, а в самый что ни на есть сухопутный. Он и именовался то ранее сухопутным шляхетским кадетским корпусом. И быть бы нашему Отто со временем, как и двум его младшим братьям, генералом кабы не случай.
Вышло так, что двух еще не окончивших учебный курс кадет : Отто и Морица Коцебу приняли волонтерами на парусный шлюп «Надежда», который вместе с другим шлюпом - «Невой» готовивился в первое российское кругосветное плавание. Разгадка крылась в том, что главным инициатором экспедиции был родственник обоих братьев по мачехе -
Этот, уже повидавший мир воспитанник морского кадетского корпуса, невзирая на провал своего плана у Павла I-го добился таки его одобрения от нового государя - Александра. Еще бы ! Успех похода вокруг света сулил в перспективе баснословные выгоды в сообщении с Русской Америкой. Ведь доставка грузов на Дальний Восток и Аляску по суше через всю империю стоила непомерных затрат сил, средств и времени. Вследствие чего, например, за пуд ржаной муки ценою до 50 копеек в европейской части Росиии на далекой Аляске выкладывать приходилось аж восемь (!) целковых.
Напомню, что, начавшись под конец июля 1803-го года торжественными проводами в Кронштадте, это многотрудное и продолжительное плавание там же в начале августа 1806-го и завершилось. Причем «Нева» пришла чуть раньше, так как совместным поход был лишь на протяжении 375 дней а оставшиеся 720 дней корабли шли поодиночке. Обойдемся без описания маршрута и хронологии этого исторического кругосветного плавания. Они многократно изложены в бесчисленных источниках. Самым первым и обстоятельным стало трехтомное - « Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах. По повелению Его Императорского Величества Александра Перваго на кораблях «Надежде» и «Неве», под начальством флота капитан-лейтенанта, ныне капитана первого ранга Крузенштерна, Государственного адмиралтейского департамента и Имперской Академии наук чл.-корреспондента Французкого национального института».
Для братьев Коцебу три года экспедиции стали не только порой познания безграничного, разнообразного мира, но и школой испытаний, нелегкого каждодневного труда и обретения практического опыта в составлении карт и в иных морских премудростях. Та экспедиция помимо строго научных и коммерческих целей имела еще и политическую, что предопределяло участие в походе камергера Н.Резанова. Да да того самого из «Юнона и Авось». Правда в реальной жизни фигура эта с романтическим героем-любовником в исполнении Караченцева не имела ничего общего.
Не мудрено, что после такого похода кадет Отто фон Коцебу был 28 сентября 1806 года произведен в первый морской офицерский чин - мичмана.
Тогда и года не проходило без участия России в различных войнах. Так что Отто в 1808 и девятом годах уже участник войны со Швецией. Он командовал трофейным шведским транспортом «Фрау Корнелия» крейсеровавшим между Аланскими и финскими шхерами. А вот в боевых действиях Отечественой войны 1812 года участвовать ему не пришлось, так как с 1811-го по 1814 год в чине лейтенанта командовал яхтой «Ласточка» в Белом море. Но этот полезный опыт пригодился ему вскоре в реализации задач следующей кругосветной научно-исследовательской экспедиции.
Бриг «Рюрик» для нее строили на личные средства Государственного канцлера Российской Империи графа Н.П.Румянцева, под патронажем Крузенштерна и персональным наблюдением командира корабля - О.Коцебу. Это крохотное по нынешним меркам суденышко а для кругосветного плавания и подавно. Но Коцебу остался им доволен. Считая, например, что малая осадка способствует подходу к берегам на мелководье, а внутреннее устройство вполне обеспечивает сохранение здоровья экипажа. Вот так, спустя девять лет после окончания первой кругосветной экспедиции с его участием, Отто возглавил новое кругосветное плавание с целю отыскания северо-восточного морского прохода из Тихого в Атлантический океан. Кронштадт покинули 30-го июля 1815-го года. Причем имея исключительно научные цели шли под российским военным флагом и с пушечным вооружением ! Вместе с исследователями на борту судна собралось 34 человека. Спустя три года – 23.07.1818 экспедиция завершилась. Позади остались тяжелые испытания, опасности и потери, но и радости открытий и преодолений. О них, целях и результатах путешествия предлагаю узнать из описаний непосредственного участника событий - Отто Коцебу. Мы же порадуемся наступившей в жизни нашего героя череде памятных и приятных событий.
Во-первых, за поход он был произведен в капитан-лейтенанты .
Во-вторых, за него же награжден орденом св. Владимира 4-ой степени
В-третьих, за беспорочную выслугу ...в восемнадцати шестимесячных морских кампаниях он был отмечен орденом св. Георгия 4-го класса. Исключительность последнего награждения не была обойдена вниманием современников. Ведь оно подоспело необычно рано для офицера флота, не говоря уж об армии, где этот орден полагался за 25 лет в офицерских чинах! Тогда же назрела и потребность запечатлеть черты героя ставшего уже широко известным события. И вот перед вами мастерски гравированный кудесником своего дела А.Г.Ухтомским портрет Отто Коцебу работы известного в то время художника- портретиста – А.Варнека.
Резонно, что такому красавцу досталась и еще одна награда! Уже в декабре того же года в церкви св. Николая в Козе состоялось венчание Отто Коцебу с двадцатилетней девицей Амалией Цвейг. Но начавшийся для них под знаком семейного счастья следующий - 1819 год принес нежданную и горькую весть из германского Маннгейма. Оттуда на весь мир прогремело сообщение об убийстве Августа Коцебу.

Сцена смерти А.Коцебу
Может, помните стихотворение А.С.Пушкина «Кинжал»? Так то был лишь один из припозднившихся и уж никак не сочуственных откликов на это нашумевшее событие.
С 1819-го по 1822 год Отто обосновался в родном Ревеле, состоя для особых поручений при военном губернаторе и главном командире Ревельского порта адмирале А. Г.Спиридове. В это время Коцебу усердно работал над материалами экспедиции на «Рюрике». Его отчет, вышел трехтомным изданием в период с 1821 по 1823 годы. Помимо этого увидела свет книга «Путешествие в Южный океан и Берингов пролив для отыскания северо-восточного морского прохода, предпринятое в 1815-1818 гг.. на корабле «Рюрик» под начальством флота лейтенанта Коцебу». части 1-2 (1821)
Возможно, вам знакомы строки не публиковавшегося при жизни поэта и датируемого 1823 годом стихотворения из «первой массонской тетради» А.С. Пушкина:
Завидую тебе, питомец моря смелый,
Под сенью парусов и в бурях поседелый!
Спокойной пристани давно ли ты достиг -
Давно ли тишины вкусил отрадный миг?
....
И вновь тебя зовут заманчивые волны.
...
К кому только не относили их различные пушкинисты. Однако наиболее достоверной и обоснованной представляется версия В.П.Старка, прослеживающая связь вышеприведенного текста с Коцебу. Догадка подтверждается кропотливым анализом содержания текста и идентификацией рисунка, набросанного на полях рукою Пушкина, с уже известными нам портретными чертами Отто Коцебу.
Что уж говорить о том, что и само время написания - канун единственного готовящегося тогда в России кругосветного плавания. Что верно то верно, Отто вновь собирался в дальний и полный опасностей путь !
28 июля 1823 года, через два десятилетия с начала первой российской кругосветки, шлюп «Предприятие» под руководством Коцебу оставил Кронштадт отправляясь в третье кругосветное плавание с его участием. Чтобы снова провести без малого три года в морях и океанах. На якорь в Кронштадте стали лишь 10 июля 1826 года. За этот поход О.Коцебу был произведен в капитаны 2-го ранга. Что до самого путешествия то я привычно отсылаю вас к первоисточнику, описывающему это наиболее трудное и последнее для Отто плавание сугубо объективно, к «Путешествию вокруг света на военном шлюпе «Предприятие»» изданному Коцебу в 1828 году.
Состоя с 1827 -го года снова при адмирале Спиридове в Ревеле, а затем и командиром корабля «Император Петр Первый» 23-го флотского экипажа в Кронштадте он привычно работал над отчетом и книгой. Тем временем подорванное плаванием здоровье все больше давало о себе знать, да так, что 14 ноября 1828 года состоялся перевод в Гвардейский экипаж с уволением в Ревель для излечения болезни.
В 1829-ом году его производят в капитаны первого ранга, а уже 12 февраля 1830 -го года увольняют со службы «по расстроенному здоровью».
Оставив море, он обосновался со своей семьей в Эстлядской губернии, по большей части на мызе Трийги, прожив еще почти 16 лет и посвятив себя детям, дому и хозяйству. И, как утверждают, был воистину образцовым семьянином и хозяином. Время от времени встречался с Крузенштерном.
Отто фон Коцебу скончался в Ревеле от сердечного приступа, после пятимесячной тяжелой болезни ранним утром 3-го февраля ( по старому стилю) 1846 года. 58 - ми лет от роду, 27 из которых прошли на службе в Российском флоте. И похоронен был в Козе, чему мы, пожалуй, и обязаны сохранностью его могилы. А широко растиражированное заблуждение: «где и погребен в Вышгороде, в соборе, рядом с адмиралом Грейгом. Над его гробом воздвигнута великолепная мраморная гробница» всего лишь еще одна ошибка и не более. Ведь не секрет, что осененный Андреевским флагом под упомянутой гробницей таллинской Домской церкви лежит другой многократно упоминавшийся здесь человек - адмирал Иван Федорович Крузенштерн он же Адам Йоханн фон Крузенштерн. Ментор, переживший своего протеже - О. Коцебу на каких то пол года.
Надгробие Отто соседствует с другими носящими имя Коцебу. Слева и справа могилы его безвременно умершей дочери и вдовы. Последняя, прожившая годы после смерти мужа в Германии и там же умершая, пожелала быть похороненной рядом с ним.
Известно, что от их брака родились 5 дочерей и 3 сына. Один из которых – Петр, пойдя по стопам отца, дослужился до контр-адмирала Российского флота.
Необъятному миру в наследство остались обнаруженные им 399 островов в Тихом океане, залив, архипелаг и много другого, включая карты, книги, отчеты и добрую память о нем.

  • http://www.kvoku.org/blog/archives/5731
  • http://www.moles.ee/01/Nov/08/14-1.php
  • http://eugen.ru/las-flores/estonia/history/estonia-great-people-kocebu.html