ЧТОБЫ ПОЛЮБИТЬ РОДИНУ, НАДО ПОЗНАТЬ ЕЕ. Н.К. РЕРИХ

пятница, 27 января 2012 г.

КРАСНАЯ МАТА ХАРИ


Но то, чего женщина хочет,
Сам Бог не ведает даже.
М. Горький 




О судьбе этой женщины написано много. Не всегда факты разных источников совпадают с достаточной точностью, однако все утверждают, что Мария Закревская-Бенкендорф была «русской миледи», выполняющей особые поручения ГПУ.


Часто Закревскую именуют графиней. Но она не была ею, а только называлась – с подсказки одного из руководителей ВЧК Якова Петерса.

Родилась Мария в 1892 году в семье полтавского помещика, сенатского чиновника Игнатия Платоновича Закревского, не имевшего никакого отношения к графам Закревским. Окончившая Институт благородных девиц, Мария свободно владела английским и немецким языками. Довольно часто она приезжала в гости к своему брату Платону Закревскому, работавшему в русском посольстве в Лондоне, и к сестре, жившей в Германии. В одной из таких поездок она познакомилась с известным английским дипломатом Робертом Брюсом Локкартом, с которым была связана долгие годы.

В 1910 году Мария вышла замуж за дипломата, владельца усадьбы Янеда, Ивана Бенкендорфа. Одни исследователи говорят, что он был графом, другие – что не принадлежал к графской линии и не имел титула. Вместе с мужем они много путешествовали. Первенец Бенкендорфов, Павел, появился на свет в Германии, спустя несколько лет в Петербурге родилась дочь Татьяна.

Жизнь в тесном семейном кругу никогда не прельщала Закревскую, она не могла долго сидеть дома. Пройдя ускоренные курсы сестер милосердия, она в Первую мировую войну работала в военном госпитале. Летом 1917 года Иван Александрович решил поехать в Янеда, чтобы самому присмотреть за имением. Мария нашла предлог, чтобы остаться в Петербурге, и муж, забрав детей, вынужден был отправиться один. Пока Мария Игнатьевна оставалась в Петербурге, из Эстонии пришло ужасное известие: деревенские мужики зверски убили Бенкендорфа. Гувернантке с детьми чудом удалось бежать и укрыться у соседей. Правда, по другим источникам, Бенкендорфа расстреляли, а его жену препроводили на Лубянку, якобы за шпионаж в пользу Англии. Выручать ее бросился глава английской миссии Локкарт. Вызволить ему ее не удалось, да еще и сам угодил под арест. Освободили его только через две недели и сразу выслали из России за организацию «заговора послов» против советского правительства.

Освободили и Закревскую-Бенкендорф. Правда, с одним условием: если потребуется или когда потребуется, беспрекословно исполнять любые приказы НКВД.

Фиктивный брак
Закревская с мужем

С приобретением Эстонией независимости Мария Игнатьевна оказалась со своими детьми по разные стороны границы. Мы не вправе судить, какой она была матерью. Однако известно, что она неоднократно использовала возможности навещать своих детей. Однако ее репутация «русской шпионки», естественно, не устраивала эстонское государство, что затрудняло переезд через границу. Выход из положения Марии подсказал некий агент Рубинштейн: он убедил ее срочно сменить фамилию, для чего надо было снова выйти замуж. Угодливый «коллега» вывернулся наизнанку, но нужного мужа товарищу по службе добыл. Более того, он предложил Закревской несколько кандидатур, из которых она выбрала молодого симпатичного блондина Николая Будберга. Что повлияло на ее выбор? Разумеется, о чувствах здесь не могло идти и речи, ведь разговор шел о фиктивном браке. Решающим стало то, что Будберг был согласен сразу после заключения брака отбыть в Аргентину и никогда не возвращаться, но главное – он имел титул барона. Зачем оставаться фальшивой графиней, когда можно стать настоящей баронессой? Ради звучного титула пришлось какое-то время терпеть и склочный характер мужа, и его склонность к выпивке, а также к особам одного с ним пола. Впрочем, мучаться пришлось не долго: предварительно немало помотав нервы новоиспеченной жене, Николай отправился в Аргентину, оставив баронессу Будберг по другую сторону океана.

Известная среди известных

Рассказывать историю дальнейшей судьбы «красной Мата Хари», думаю, здесь не имеет смысла. Жизнь ее, полная приключений, могла бы служить сюжетом не одного романа.
С Г. Уэллсом и М. Горьким.

Завербованная ВЧК, она стала секретарем пролетарского писателя Максима Горького. Очарованный ею, «буревестник революции» предложил ей руку и сердце. На официальный брак Будберг не согласилась, но на протяжении 16 лет оставалась гражданской женой Горького. Они вместе жили в Италии, но когда по ее же уговорам он возвращался в СССР, ему посоветовали ее с собой не брать. Увиделись они лишь перед самой смертью Горького. Все это стало известно после выхода в 1981 году книги Нины Берберовой «Железная женщина».

До этого она никогда не упоминалась ни в связи со своим первым любовником Робертом Брюсом Локкартом, ни в связи с Гербертом Уэллсом, чьей «невенчанной женой» она была тринадцать лет, после отъезда Горького в Россию и до смерти Уэллса. Это были не единственные мужчины, ставшие жертвами «миледи». Все, кто ее видел, единодушно признавали, что она была «дьявольски обаятельна». Жертвами ее чар становились и Фрейд, и Ницше, и Рильке. И даже руководители ЧК Петерс и Ягода.

После войны Мура жила в Лондоне совершенно свободно, без денежных затруднений. Сын жил на ферме, дочь вышла замуж. Мура несколько раз ездила в СССР как британская подданная. В конце жизни она очень растолстела, общалась больше по телефону. За два месяца перед смертью сын, бывший уже на пенсии, взял ее к себе в Италию. Умерла в 1974 году.
Мария Закревская с дочерью
 

ИНФО
  • http://varjag-2007.bestpersons.ru/feed/post27580032/ 
  • http://www.turismiweb.ee/ru/news/2054/
  • http://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=259&op=bio
  • http://istorik.org/?p=1439
  • http://www.myestonia.ru/publ/janedaskaja_koroleva_razvedki_neulovimaja_i_ochen_opasnaja_quot_eesti_ekspress_quot_ehstonija/13-1-0-737 
  • http://personallife.ru/2008/11/zakrevskaya/