Усадьба Мууга существовала здесь уже в 1526 году. О первых ее владельцах данных нет, но известно, что с середины XVII века она принадлежала дворянскому роду Зеге фон Мантейффель.
В 1860 году ее купил портретист, придворный художник Российского императора, Карл Тимолеон фон Нефф. Именно при нем было построено не похожее на обычную мызу здание. Кто он? И почему избрал для своего дома такое удаленное от Петербурга место как Мууга?
В 1860 году ее купил портретист, придворный художник Российского императора, Карл Тимолеон фон Нефф. Именно при нем было построено не похожее на обычную мызу здание. Кто он? И почему избрал для своего дома такое удаленное от Петербурга место как Мууга?
Püssi mõis |
Вскоре Фелиците встретилась с молодым бароном Генрихом Зеге фон Мантейффель. Юноша влюбился всерьез, но отец не позволил ему жениться на учительнице французского языка неизвестного происхождения. И тогда в 1809 году молодые, забрав маленького Карла Тимолеона, вместе уехали в Россию, в городок Вольск, где жил хороший знакомый Генриха, художник Карл Кюгельген. Но случилось непредвиденное: Филиците бежала во Францию, оставив сына на руках барона Мантейффеля. И тому не оставалось ничего другого, как вместе с мальчиком вернуться домой на мызу Кюти.О бегстве матери ходили разные слухи. Говорили, что она увлеклась французским офицером, графом Сегью, возвращавшимся на родину. Однако позже эти слухи были опровергнуты. Согласно документам, Сегью находился в русской тюрьме, откуда был освобожден в 1807 году по Тильзитскому миру, а в 1808 году он уже снова был в армии и служил в Испании. То есть он покинул Россию на два года раньше, чем Фелиците оказалась в Вольске.
С 1 апреля 1815 года Карл Тимолеон пошел учиться в Ракверескую земскую школу. Он был очень способным и прилежным учеником, и каждый год получал от школы благодарности. В феврале 1822 года он прошел конфирмацию в церкви Виру-Яагупи. Во время этой церемонии пастор Фридрих Август Хёршельманн впервые публично назвал Карла приемным сыном Генриха Зеге фон Мантейффеля.
Küti mõis |
Летом 1816 года в имение Кюти приехал Карл Кюгельген, который стал для Неффа первым учителем живописи. Несмотря на то, что учитель был пейзажистом, а ученик предпочитал писать портреты, успешному обучению это не мешало.
Сегодня мыза Кюти, где провел свои детские и юношеские годы Карл Тимолеон, находится в неприглядном виде. Окружающий мызу парк зарос и погряз в старом хворосте и прошлогодних листьях. В 1919-1926 гг. здесь находилась начальная школа, а позже с каждым годом усадьба приходила во все большее запустение. Сейчас только в одном крыле здания живут люди: обычная семья, которая не имеет никакого представления о тех, кто почти двести лет назад обитал в этом здании…
Во второй половине 1827 года Нефф отправился в Петербург, где писал портреты по частным заказам. Дальнейшую его судьбу решил случай. В одних источниках значится, что ему заказали портрет графини Барановой — якобы дочери императора Николая I. В других — что он выполнил групповой портрет детей императора, великих княгинь Марии Николаевны, Ольги Николаевны и Александры Николаевны. Вероятнее второе, поскольку, судя по данным официального сайта дворянских фамилий, ни одна из дочерей Николая I не была замужем за графом Барановым. Но как бы там ни было, за успешно выполненную работу в 1832 году Нефф был приглашен ко двору и назначен придворным художником. Прибалтийский юноша чтил императора Николая. Благодаря отеческому одобрению царя и большому количеству заказов, молодой человек смог полностью проявить свой талант. Как придворному живописцу, Неффу надлежало учить царских детей рисованию. Сохранились воспоминания одной из дочерей императора о том, как в перерывах художник рассказывал им "трогательные и несуразные истории" , играл "во всякие безобидные игры".В 1839 году Карл Тимолеон Нефф получил звание академика, а 19 апреля 1844 года ему был пожалован дворянский титул. При этом он уже значился под именем Тимофея Андреевича Неффа. Откуда взялось такое отчество, так и осталось загадкой, но в российских каталогах он пишется именно так.
В 50-х годах XIX века по заказу великой княгини Елены Павловны он делал композицию музыкального зала Михайловского дворца. В это же время им написаны известные картины "Русалка" и "Купальщица", которые император Александр II купил для Эрмитажа. После этого Нефф приступает к созданию галереи портретов семьи Романовых, пишет портрет Петра I как императора, подтвердившего в 1710 году привилегии балтийских дворян, который ему заказало Рижское дворянское собрание.С 1864 года Нефф был смотрителем Эрмитажа, в его обязанности входила реставрация картин, а также оформление стен царских комнат.
Доротея фон Нефф |
Церковь Виру-Яагупи — одна из старейших в Эстонии. Она была построена во второй половине XV века. Была разрушена во время Ливонской войны, после чего восстановлена, но сильно пострадала уже во время Северной войны, и была реконструирована только в 1877-78гг. В годы жизни Карла Неффа это была полуразрушенная церковь, но обстановка в ней царила такая, что художник постоянно сюда возвращался и исповедовался только здесь. Как, впрочем, и другой известный уроженец Эстонии — Фердинанд фон Врангель (его имя носит остров), живший в те же годы в имении Роэла и похороненный рядом с церковью. Здесь же, на территории храма, установлена доска памяти всем погибшим и пропавшим в 1940-53 гг. жителям волости.
Mõdriku mõis |
Piira mõis |
Muuga mõis |
Мраморная лестница Александра II |
Обустройство господского дома не остановило другие строительные работы. Так в 1871 году в парке был выкопан пруд, на следующий год построили башню, а затем и парковые ворота. После смерти Карла Тимолеона наследником мызы Мууга стал Генрих Гастон фон Нефф, продолживший начатое отцом дело по созданию в усадьбе музея. Потом усадьба перешла в руки внука императорского художника Тимолеона Карла фон Неффа, а последним владельцем был правнук — Генрих Нефф.
Этот хотел открыть в Мууга дом-музей прадеда и собрать здесь все его работы. Но 3 мая 1940 года все планы были перечеркнуты пистолетным выстрелом: Генрих Нефф был убит. Коллекция поместья осталась без хозяина, и все оставшиеся в ней бесценные экземпляры только в 1946-48 гг. были перевезены в Эстонский художественный музей в Таллинне. А в господский дом Мууга, построенный с любовью великим художником, переехала местная школа, основанная в 1796 и ютившаяся в не подходящем для учебного заведения помещении. Кстати, она находится там до сегодняшнего дня, но, похоже, государство одинаково безразлично как к судьбе одной из старейших школ Эстонии, так и к памятнику архитектуры, считающемуся национальным достоянием (об этом говорит знак, установленный на стене здания).
Само же чудесное строение рушится, горькими слезами плачут кариатиды, которым уже не удержать крышу на своих хрупких плечах.
INFO
- http://pilt.delfi.ee/album/241493/?view=blog&page=1
- http://ru.wikipedia.org/wiki/
- http://offtop.ru/castles/v16_28907_all_.php
- http://rus.delfi.ee/archive/article.php?id=14573525&categoryID=13453788&categoryID=13453788
- http://club.rcmir.com/topic2848441_20
- http://www.7is7.com/otto/estonia/muuga_manor.html
- http://nagi.ee/photos/tulp/18876853