ЧТОБЫ ПОЛЮБИТЬ РОДИНУ, НАДО ПОЗНАТЬ ЕЕ. Н.К. РЕРИХ

четверг, 19 января 2012 г.

CИЯТЕЛЬНЫЙ ЖАНДАРМ

Граф Александр Христофорович Бенкендорф (при рождении Александр фон Бенкендорф) (1783—1844) — российский военачальник, генерал от кавалерии; шеф жандармов и одновременно Главный начальник III отделения Собственной Е. И. В. канцелярии (1826—1844). Брат Константина Бенкендорфа и Доротеи Ливен. Происходил из дворянского рода Бенкендорфов.Инициатор создания и с 1826 года шеф корпуса жандармов, начальник Третьего отделения. Проводил политику усиления цензуры, стремился установить контроль над всеми сферами общественной жизни страны… И только ли общественной жизни?
Сергей Михайлович Волконский вспоминает, что в фалльском доме, светлом, гостеприимном и приветливом, была одна комната, в которую дети входили с некоторым страхом. В этой комнате, мрачной и молчаливая, не хотелось оставаться надолго.
Сергей Михайлович Волконский вспоминает, что в фалльском доме, светлом, гостеприимном и приветливом, была одна комната, в которую дети входили с некоторым страхом. В этой комнате, мрачной и молчаливая, не хотелось оставаться надолго.
Это был кабинет графа Бенкендорфа: «Перед большим письменным столом большое с высокой спинкой кресло; на столе бронзовые бюсты Николая I, Александра I, родителей Бенкендорфа. Вообще много бронзы — модели пушек, в маленьком виде памятник Кутузову и Барклаю де Толли; пресс-папье — кусок от гроба Александра I… Много портфелей с гравюрами, планами; высокие шкафы с книгами, медали в память двенадцатого года. …В этой комнате все вещи как-то особенно молчали. Там пахло стариной, большей давностью, чем в остальном доме; там всегда хотелось спросить кого-то: «Можно?» А между тем там никогда никого не было…»
Но дабы не уподобляться советским историкам и не давать Бенкендорфу одноцветную характеристику «сатрапа», хочу сразу отметить, что граф А.Х. Бенкендорф был счастливо женат, любил жену, дочерей и слыл нежным и внимательным отцом.
В Харьковской губернии, в старой усадьбе Старые Водолаги, жила Мария Дмитриевна Дунина, урожденная Норова. Мать многочисленного семейства, она воспитывала еще и двух дочерей своей сестры Захаржевской. Мария Дмитриевна удачно выдавала замуж дочерей и племянниц — яблочки падали недалеко от яблони, и с каждой новой свадьбой вырастал неподалеку новый дом. Обедать собирались вместе. Жили широко, щедро, к обеду закалывали быка… Весь Харьков ездил на поклон в имение Марии Дмитриевны.
Однажды приехал в Харьков высочайше командированный молодой флигель-адъютант Александр Христофорович Бенкендорф. Кто-то осмелился его спросить, поедет ли он к Марии Дмитриевне Дуниной. Бенкендорф удивился. Но спрашивавший удивился еще больше: «Как? Вы не поедете к Марии Дмитриевне Дуниной?» Бенкендорф увидел такое изумление на лице собеседника, что решил непременно поехать…
И вот он уже сидит в гостиной, отворяется дверь — и входит женщина с двумя маленькими девочками. Женщина эта была такой необыкновенной красоты, что Бенкендорф, который был столь же рассеян, сколь и влюбчив, тут же опрокинул дорогую китайскую вазу.
Это была молодая вдова Елизавета Андреевна Бибикова, урожденная Донец-Захаржевская, племянница Марии Дмитриевны Дуниной.



Get Adobe Flash player